Запуск «Золотого фонда шёлкового пути»

Зайти по-соседски

Из всего объема иностранных инвестиций, привлеченных в ДФО в последние 2,5 года, львиная доля — 85% — приходится на КНР. За 2017 год объем вложений партнеров из Поднебесной в дальневосточную экономику увеличился на треть.

Как считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ) Алексей Чекунков, потенциал инвестиций КНР в Дальневосточный округ огромен — десятки миллиардов долларов. О том, что он может и должен быть реализован, говорилось в ходе официального двухдневного визита в КНР премьер-министра России Дмитрия Медведева.

— Мы собираемся увеличивать китайские капиталовложения в развитие Дальнего Востока, — пообещал на встрече с главой российского правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

Тесные связи северо-восточных провинций Китая и ДФО сложились давно, но если раньше они носили почти исключительно торговый характер, то сегодня получили совершенно новый импульс благодаря начавшим действовать на Дальнем Востоке России экономическим инструментам — ТОР и СПВ.

— В частности, мы отказались на территориях опережающего развития от налога на прибыль, который зачисляется в федеральный бюджет. Там нулевая ставка действует в течение пяти лет. И мы существенным образом уменьшили часть налога, которая идет в региональные бюджеты. Поэтому, естественно, приглашаем в эти территории инвестировать, — объяснил Дмитрий Медведев.

— Китайский бизнес сейчас по-новому открывает для себя Дальний Восток. Предприниматели увидели, что те условия, которые создаются Российским государством, работают и благоприятны для развития бизнеса, — считает министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.

В помощь резидентам правительство России учредило Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Это ведомство работает с партнерами из разных стран мира, но первое зарубежное представительство было открыто именно в Китае. То есть теперь потенциальный китайский инвестор может получить консультацию прямо в Пекине, Харбине и Шанхае, для этого ему не надо приезжать в Россию.

Результаты предпринятых на высоком уровне усилий уже есть, — и немалые. Китайские партнеры охотно идут в нефтегазовую сферу, развивается сотрудничество в агропромышленной кооперации, высоких технологиях, жилищном строительстве.

О заводах и фермах

Один из самых масштабных российско-китайских проектов — строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР «Приамурская». Его инициатором выступает Амурская энергетическая компания (АЭК). Первую очередь комплекса планируется сдать в 2018 году. Вторая заработает в 2020-м, когда будет построен нефтепродуктопровод от села Березовка (РФ) до Хэйхэ (КНР).

— Основным инвестором проекта (с долей в 90%) выступает частный китайский капитал в лице компании «Мэнлань синхэ», — рассказал «Дыханию Китая» генеральный директор АЭК Александр Гордеев. — Всего в Амурскую область будет привлечено около 120 миллиардов рублей инвестиций.

С 2019-го завод сможет перерабатывать 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата в год. Четыре пятых всей продукции будет следовать в Китай по трубопроводам, проложенным по дну Амура.

Немало новых проектов с участием китайского капитала реализуют и в Приморском крае. Так, инвестор свободного порта Владивосток «Производственная компания «Юбо-Сумотори» организует производство и дистрибуцию грузовиков бренда FAW. Плановый объем производства на старте проекта — до 2 тыс. автомобилей в год. Предприятие «ЭРЗО» создает в Уссурийске мощности по переработке использованных покрышек. «Приморская золоторудная компания» ведет разработку месторождения Золотой в Партизанском районе. Активную деятельность развернула корпорация «Чжундин» с инвестиционным проектом российско-китайской молочной фермы на 1800 коров. Перспективны также и планы компании «Производственный парк развития науки и техники в сельском хозяйстве и животноводстве «Таньюань», которые предполагают строительство животноводческого комплекса крупного рогатого скота в Шкотовском районе. Инвестор — консорциум частных лиц провинции Цзилинь.

Москва и Пекин договорятся о поставках газа с Дальнего Востока в КНР
В ЕАО резидент ТОР «Амуро-Хинганская» компания «Амурпром» приступила к сооружению завода по глубокой переработке сои в Ленинском районе. Высокотехнологичное предприятие будет производить масло, лецитин, изофлавины и белковые комплексы. Мощность завода — до 300 тыс. тонн соевых бобов в год. Еще один проект этой же компании — глубокая переработка древесины с производительностью более 20 тыс. кубометров леса в год. Завод будет выпускать пиломатериалы, шпон, мебельные щиты и топливные брикеты.

С привлечением инвестиций из Китая создают в Еврейской автономии и гостиничный комплекс бизнес-класса на площадке промышленного парка «Нижнеленинский». В гостинице будет 280 номеров. Кроме того, в планах у предприятия «Логистика» — строительство комплекса приемки, переработки и хранения грузов, следующих из России в КНР и обратно.

В 2017 году было принято решение о запуске в городе Амурске Хабаровского края проекта целлюлозно-бумажного комбината. Китайская сторона планирует инвестировать более 1,5 млрд долларов в строительство объекта мощностью 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год. Будет создано не менее 500 рабочих мест. Инвестором станет дочерняя структура компании China Paper Corporation. Соответствующий меморандум о взаимопонимании подписали Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и China Paper. Согласно документу, территория строительства комбината будет включена в состав территории опережающего развития «Комсомольск», это позволит инвестору получить значительные налоговые льготы. Как отметил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, «новое производство станет очередным шагом на пути развития сотрудничества между Россией и КНР. Региональные власти окажут максимальное содействие инвесторам».

Бизнес из Поднебесной открывает и совсем новые для себя территории на Востоке России. В Якутской ТОР «Кангалассы» резиденты с участием китайского капитала вложились в выпуск керамического кирпича. На Камчатке готовы инвестировать более четырех миллиардов рублей в портово-промышленный парк. В его состав предполагается включить несколько функциональных зон: транзитный грузовой терминал, предприятия по переработке и переплавке возобновляемых ресурсов, рыбопромышленный кластер, судоремонтный и судостроительный комплексы, а также ряд других производств.

Очень серьезные инвестиции и Россия, и Китай вкладывают сегодня в транспортную инфраструктуру.

Китай нашел ответ на «беспрецедентные глобальные вызовы»
С начала 2017 года объем транзитных грузов, который идет из КНР через юг Дальнего Востока, увеличился в четыре раза. А объем взаимной торговли вырос на 33%. Стимулировать товарооборот и грузопоток призвано создание «мостов дружбы». Один из них — железнодорожный (Нижнеленинское (ЕАО, РФ) — Тунцзян (КНР), он будет запущен в первом полугодии наступившего года. Также идет сооружение автомобильного моста Благовещенск (Амурская область, РФ) — Хэйхэ (КНР).

Недавно стало известно, что между Харбином и Владивостоком может появиться высокоскоростная железная дорога. Ее строительство, инициатива которого последовала от китайских партнеров, обсудил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка с генеральным директором China Railway Dongfang Group — Цай Цзэминем.

Магистраль Харбин — Владивосток — это более 380 км путей и 12 станций. Прокладка линии от Муданцзяна до Харбина уже идет. Планируется, что скорость движения по ней составит 250 км в час. Стоимость проекта — до 19 млрд долларов США.

— Изначально задумывалась пассажирская линия. Но после оценки экономики проекта было решено ориентироваться на смешанный поток, с учетом перевозки грузов, — отметил Цай Цзэминь.

Еще одна важная тема — международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2».

— Считаю актуальным взаимодействие с китайским бизнесом по строительству дороги Раздольное — Хасан — Зарубино, входящей в МТК «Приморье-2» и соединяющей северо-восточные провинции Китая с портами края. Кроме того, нам необходима окружная дорога во Владивостоке с мостами на острова Русский и Елена, что требует серьезных финансовых вложений, — перечислил исполняющий обязанности губернатора Приморского края Андрей Тарасенко.

Участвовать в данных проектах собирается China Communications Construction Company. Эта китайская национальная корпорация уже неоднократно подчеркивала свою заинтересованность работы в крае, в том числе при строительстве дорог транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

Как «дальневосточный гектар» стимулирует развитие бизнеса в Приморье
— Проект развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Его поддерживают руководители наших стран. Проект принесет пользу нашим государствам. Это может быть ярким примером по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом Шелкового пути. Мы со своей стороны заинтересованы, чтобы проект состоялся, а его реализация началась в ближайшее время, — подчеркнул вице-премьер — полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Российская газета — Спецвыпуск №7463 (297)

Екатеринбург встаёт на «Шёлковый путь»

Несколько лет назад правительство города Уханя (КНР) поставило амбициозную задачу – построить логистический мост, соединяющий Центральный Китай, Среднюю Азию, Россию и Европу в «Один пояс – один путь». Фото: Пресс-служба компании «Ухань Ханьоу»

Сегодня в крупных супермаркетах китайского города Уханя легко можно найти челябинское подсолнечное масло и овсяные хлопья, московские конфеты и краснодарские соки, а пломбир российского производства продаётся даже в небольших магазинах «у дома». Продукцию из России в КНР и обратно отправляют по международной грузовой железнодорожной линии «Хань Синь Оу» в рамках проекта «Один пояс – один путь». Свердловскую продукцию на полках китайских магазинов пока не встретишь: через Екатеринбург грузовые поезда с товарами проходят без остановки. Однако в ближайшее время уханьцы рассчитывают изменить ситуацию. О том, на какие свердловские товары есть спрос у китайских партнёров и когда запустят отдельный маршрут до Екатеринбурга, «Областной газете» рассказали в Международной логистической компании «Ухань Ханьоу» во время визита в Ухань делегации уральских и сибирских журналистов.

Глобальный транспортный коридор

Город Ухань с 11-миллионнным населением – один из крупнейших и ведущих торговых городов Китая. По географическому положению город очень похож на Екатеринбург: он расположен в самом сердце страны, в провинции Хубэй, откуда одинаково легко добраться до других регионов КНР. Транспортные развязки Уханя удовлетворяют потребности в перевозках ещё девяти близлежащих провинций Китая.

Несколько лет назад правительство города Уханя поставило амбициозную задачу сделать город логистическим мостом, соединяющим Центральный Китай, Среднюю Азию, Россию и Европу в «Один пояс – один путь». Оператором грузовой железнодорожной линии стала логистическая компания «Ухань Ханьоу». В 2012 году из Уханя выехал первый поезд в Европу. Сейчас глобальный торговый маршрут связывает 28 стран Европы и Азии, включая Россию, Узбекистан, Белоруссию, Чехию, Польшу, Францию и Германию. Общая протяжённость железной дороги составляет больше десяти тысяч километров. Популярностью у российских и европейских партнёров такие перевозки обязаны более сжатым срокам доставки по сравнению с морской перевозкой (в Россию поезд идёт 10–14 дней) и куда более низкой в сравнении с авиафрахтом ценой.

Читайте также  Вклады в золотых слитках со всех сторон!

В Россию и Европу из КНР в основном поставляют электронику, комплектующие и автомобили – например, в 2014 году из Уханя запустили в Москву специальный поезд с автомобилями местного производства. Из Старого Света поезда возвращаются в Ухань с белорусской молочной продукцией, немецким пивом, французским вином и текстилем. В большом количестве везут и товары из России – в основном пока это лесопродукция и продукты питания.

В 2016 году из Уханя был торжественно отправлен первый международный поезд до Москвы (на снимке – официальная церемония). В перспективе такие маршруты свяжут с Центральным Китаем и другие российские города. Фото: Пресс-служба компании «Ухань Ханьоу»

Фото: Пресс-служба Генконсульства КНР в Екатеринбурге

Ухань – Екатеринбург

Как сообщил председатель совета директоров компании Ван Лицзюнь, в этом году планируется запуск новых маршрутов, в том числе в Россию. В перспективе компания рассматривает и запуск отдельного поезда до Екатеринбурга, но лишь в том случае, если на Среднем Урале найдутся партнёры с достаточными объёмами грузов для формирования составов.

— Наша компания ищет качественную продукцию в российских регионах. После общения с уральскими журналистами у нас сложился позитивный образ региона. Уверен, что у нас большие перспективы для сотрудничества со Свердловской областью в плане экспортно-импортных отношений и в транспортно-логистической сфере, – рассказал он «ОГ». Также добавил, что хотел бы ближе познакомиться с тем, что производится на Урале – от молочной продукции и кондитерских изделий, о которых журналиста «ОГ» расспрашивали китайские коллеги, до механического оборудования.

В рамках Годов межрегионального сотрудничества России и Китая власти обоих регионов ищут новые точки взаимодействия: делегаты провинции Хубэй намерены приехать в Свердловскую область летом, на международную выставку «ИННОПРОМ» и Китайско-Российское ЭКСПО.

В последние годы взаимная торговля Среднего Урала с КНР демонстрирует беспрецедентный рост. Как пояснили в министерстве международных и внешнеэкономических связей региона, в 2017 году товарооборот вырос на 83 процента. При этом экспорт увеличился более чем в 3,3 раза, а импорт вырос на треть. Из Свердловской области в Китай поставлялись металлы и изделия из них, продукция машиностроительной, химической и минеральной отраслей, древесина. Поставки продовольствия за год увеличились, но пока его доля не превышает одного процента. Из КНР в регион в основном поставлялась машиностроительная и химическая продукция, механическое и электрическое оборудование, текстиль.

— Находясь в центре России, на перекрёстке главных торговых и логистических путей, на северном маршруте «Экономического пояса Шёлкового пути», мы заинтересованы в реализации нашего логистического потенциала с китайскими партнёрами, – говорит министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Василий Козлов. – На территории Уральского федерального округа на сегодняшний день есть крупные транспортно-логистические проекты, способствующие развитию межрегионального сотрудничества, такие как высокоскоростная магистраль Челябинск – Екатеринбург, которая в дальнейшем станет частью транспортного проекта «Евразия» по маршруту Берлин – Минск – Москва – Астана – Пекин. Китайская компания «Чайна Рэйлвэй Груп Лимитед» (China Railway Group Limited) уже проявила интерес к указанному проекту в Свердловской и Челябинской областях.

В конце апреля делегация российских журналистов побывала в офисе «Ухань Ханьоу», где познакомила руководство компании с возможностями для сотрудничества со Средним Уралом и Сибирью. Фото: Пресс-служба Генконсульства КНР в Екатеринбурге

Сейчас с Европой Ухань связывают маршруты через Синьцзян, Эрэн-Хото на границе с Монголией и Маньчжурию. Фото: из архива компании WAE

  • Опубликовано в №82 от 16.05.2018

Мосты Шёлкового пути: в Пекине завершился первый день международного форума

На этом RT заканчивает текстовую трансляцию первого дня форума «Один пояс — один путь», следите за новостями из Пекина на нашем сайте.

В 20:00 (15:00 мск) для гостей форума в Пекине начнётся гала-концерт. Сейчас гости рассаживаются за столами для проведения неформального обеда.

Си Цзиньпинь поприветствовал гостей, произнёс речь и дал начало банкету.

Подробнее о банкете — в фотогалерее RT.

Президент России Владимир Путин прибыл на торжественный банкет, председатель КНР Си Цзиньпин и его жена Пэн Лиюань лично поприветствовали российского лидера.

Ли Кэцян, со своей стороны, выразил надежду, что встреча с Владимиром Путиным придаст новый импульс развитию двусторонних связей.

«Китай и Россия всегда поддерживали диалог и сотрудничество. Китайская сторона уделяет особое внимание развитию отношений с Россией», — отметил премьер Госсовета КНР.

Тем временем российский президент провёл переговоры с премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном и завершает рабочие встречи на сегодня. Владимир Путин выразил надежду, что наметившаяся тенденция роста экономического сотрудничества сохранится.

«Что касается двусторонних отношений, то они развиваются успешно и последовательно. Мы рады, что благодаря усилиям правительств двух стран — российского правительства и вашего руководства — мы не только преодолели спад в торгово-экономических связях, но и вышли на траекторию роста. Для нас важно сохранить эту тенденцию. Рассчитываю, что наша сегодняшняя встреча будет этому способствовать», — подчеркнул глава российского государства на переговорах в Доме народных собраний в Пекине.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко прибыл на форум со своим сыном Николаем, который, по данным журналиста Дмитрия Смирнова, вручил первой леди Китая подарок, похожий на шкатулку.

Александр Григорьевич приехал с Колей, а тот привез первой леди Китая подарок в таинственной шкатулке pic.twitter.com/rXgFnWjWU2

Николай уже не впервые в Китае. В сентябре 2015 года Лукашенко вместе с сыном приехал в Пекин на парад по случаю 70-летия победы китайского народа в войне сопротивления с Японией. После того, как фото мальчика попали в интернет, он заваевал сердца китайцев, его прозвали «златовласым принцем».

Ранее Николай Лукашенко ездил с отцом в Каир, где для него провели экскурсию в районе великих пирамид Гизы. Также он составил компанию отцу, когда тот возглавил колонну мотоциклистов на международном байкерском фестивале — закрытии мотосезона 2016 года.

Для гостей было подготовлено угощение, включая разнообразные фрукты и съедобные скульптуры.

Глава КНР Си Цзиньпин и его супруга приветствуют гостей банкета, которые продолжают прибывать в Дом народных собраний в Пекине. Телекомпания China Global Television Network ведёт прямую трансляцию мероприятия.

Лидеры съезжаются на торжественный ужин в честь открытия форума в Пекине pic.twitter.com/DELoJYa2Je

Настоящим символом международных связей является не шёлк, а чай. С таким заявлением выступила директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард на форуме «Один пояс — один путь» в воскресенье.

«Почему чай? Где бы вы ни были — в Пекине, Москве, Лондоне, Найроби — да где угодно, хоть в Джакарте или Марракеше, — везде вам нальют чай. Чай — это для всех. Чай необходим. Чай — это инструмент сотрудничества между людьми. На протяжении столетий чай объединял культуры, сообщества и людей, он связывал между собой людей, делающих экономические вложения», — заявила она.

Участие Заместителя ТПП РТ в работе Генеральной Ассамблеи и Второй годовщине Международной торговой палаты Шелкового пути

На основании письма приглашения Председателя Международной торговой палаты Шелкового пути господина Люй Цзяньчжун с 9 по 11-е декабря 2017 года в городе Пекин, Китайской Народной Республики, Заместитель Председателя ТПП РТ Манзура Рустамова приняла участие в работе Генеральной Ассамблеи и второй годовщине Международной торговой палаты Шелкового пути.

Кроме того, мероприятия охватывали заседание Исполнительного совета Международной торговой Палаты «Шелковый путь» (МТПШП, SRCIC), Транскаспийский шелковый путь, Совещание по финансовому лизингу, Генеральная Ассамблея SRCIC, сотрудничество в области «Одного пояса одного пути», форум, церемония награждения и церемония подписания соглашения, а также специальный концерт «Шелковый путь — мелодии гармонии».

В мероприятиях приняли участие около 2000 участников из 73 стран. Среди них были правительственные чиновники, дипломаты в Китае, председатели коммерческих ассоциаций и бизнес-групп, представителей международных организаций ООН, AIIB, фонда Шелкового пути, предприятия, учреждения культуры, аналитические центры, академические и художественные организации.

Они обменялись мнениями по теме «Новая миссия, новые идеи, новое путешествие» и Новое движение, и искали возможности для будущего сотрудничества.

Мероприятие осуществило ряд достижений, в том числе: а) подписание 17 совместных соглашений; b) запуск Международного фонда развития Шелкового пути (10 миллиардов долларах США) с участием 5 суверенных фондов разных стран; c) присуждение SRCIC сертификатов членства в 5 государственных палатах государственного уровня, 7 городов Шелкового пути «Городской альянс» и 9 транснациональных организаций Ассоциаций «Шелковый путь».

Tang West Market Group (TWMG) подписала культурный бизнес-парк Silk Road соглашение с Xixian New Airport Town о строительстве головных офисов для SRCIC членов палат и предприятий в Китае при вложении 12 млрд. юаней. Это станет воротами к международному обмену, в котором будут представлены штаб-квартира SRCIC, Международный художественный бизнес-центр, Парк «Шелковый путь Экспо» и здоровье сообщества.

В качестве одного из основных моментов этого мероприятия, стал Семинар по теме «Пояс и путь», который привлек широкое внимание. Выступающие из офиса по продвижению B & R в Китае и национальных Комиссий по развитию и реформам, Guangming Daily, Фонд Шелкового пути, AIIB, Китайская инвестиционная корпорация, и CCPIT разработали сущность Пояса и Дорожной инициативы, кратко проинформирована о достижениях, достигнутых до настоящего времени, выступала за миссию создания сообщества общего будущего и способствовали созданию идей прагматического сотрудничество.

Специальный концерт «Шелковый путь мелодии гармонии» в Национальном центре Performing Arts объединили целую серию с высоким ключом к многообещающим SRCIC будущее. Аудитория дала хорошие комментарии концерту за его роль в продвижении международного культурного обмена, изучения новой модели сотрудничества и расширения сотрудничества между людьми.

Все мероприятия получили широкое освещение в средствах массовой информации в разных странах, достигнув миллионов зрителей во всем мире:

 China Radio International сообщила о мероприятии на шести языках, включая китайский, Английский, японский, немецкий, французский и русский.

 Агентство новостей Синьхуа и Служба новостей Китая сделали несколько пресс-релизов.

 People’s Daily Overseas Edition сообщила о новостях на своей важной странице.

 China Global Television Network, Phoenix TV, China Daily, China Culture Daily, и Гонконг Такунгпао сделал серию специальных докладов.

 СМИ Филиппин, Пакистана, Азербайджана и Греции также сообщили, о этих мероприятиях.

В соответствии с программой 9-го декабря в Представительстве Торговой палаты в Пекине состоялось Заседание Исполнительного Комитета Торговой палаты Шелкового пути, на котором принимали участие представителя 19 государств членов исполнительного комитета Торговой палаты Шелкового пути. В ходе данного заседания заслушано выступление Председателя Международной торговой палаты Шелкового пути господина Люй Цзяньчжун о 2-х летней проведенной работе, а также новые инициативы по развитию палаты в ближайшем будущем. В своем выступлении он отметил о достижениях в данном направлении. Одной из важных событий в 2017 году было проведение Международной выставки АСТАНА- ЭКСПО 2017 на тему Энергия Будущего, где Республика Таджикистан заняла первое место среди 115 стран мира и 22 международных организаций получив Золотую награду. В этой связи, он поздравил Генерального Комиссара данной экспозиции господина Шарифа Саида Председателя ТПП Республики Таджикистан.

Читайте также  Какое золото лучше покупать?

Кроме того, было предложено рассмотреть вопросы категории членов, создание альянса по развитию шелкового пути и дорог, городского альянса, международного альянса музеев и ассоциации альянса. Также, было предложено о необходимости одобрения Устава палаты Шелкового пути.

Заместитель Генерального секретаря Международной Торговой Палаты Шелкового пути господин Хуанг Дахай также выступил по вопросу создания Финансового и Торгового Департамента при Международной Торговой Палаты Шелкового пути. Кроме того, он представил членам Исполнительного комитета отчет по транснациональному финансово-лизинговому альянсу.

10 декабря 2017 года в Отеле «Грандт Хайят» была проведена Генеральная Ассамблея Международной торговой палаты Шелкового пути. Со стороны Президента Конфедерации торгово-промышленных палат стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Почетного председателя Международной торговой палаты Шелкового пути господина Джемала Инаишвили, было представлено участникам информация по ознакомлению ключевых работ и планов визитов Торговой палаты на 2018 год. Кроме того, было проведено интерактивное общение о результатах и опыта работы Торговой палаты в течение последних двух лет, была дана оценка от членов Палаты и рекомендации в отношении будущего развития палаты.

Господин Люй Цзяньчжунг- Председатель Международной торговой палаты Шелкового пути выступил с докладом работы Палаты за 2017 год.

Также, было проведено тематическое собрание по развитие торговых организаций и международное сотрудничество «Пояса и пути», роль ассоциаций в совместной реализации «Пояса и пути» а также обсуждены деловые проекты инициативы «Пояса и пути».

В ходе мероприятий представители многих стран-участниц мероприятий и международных организаций поздравили Генерального Комиссара экспозиции Республики Таджикистан, Председателя ТПП РТ Шарифа Саида с получением первого места и Золотой награды в ЭКСПО 2017 Астана.

«Как не скатиться к Диснейленду?» — музейщики ищут пути интеграции в туротрасль

На площадке ГТРК «Корстон» представили достижения Золотого кольца России и перспективы Великого Волжского пути

В Казани запустили пилот масштабного культурного проекта «Музеи на брендовых маршрутах России». Мероприятие стало первым в цикле встреч отечественного музейного сообщества и было посвящено вопросам интеграции федеральных, региональных, муниципальных и даже частных музеев в национальные туристические маршруты. В зале ГТРК «Корстон» о вызовах и достижениях этого направления рассказали создатели и главные популяризаторы Золотого кольца и Серебряного ожерелья России, Императорского маршрута, Великого Волжского пути и проекта «Россия — Родина космонавтики». 15 ноября подобные интенсивы стартуют в Санкт-Петербурге, а в первой декаде декабря — в Екатеринбурге и Москве. О предложениях туристической отрасли и опасениях Минкульта — в материале «Реального времени».

«Дорога жизни» музеев на туристическом рынке — в синергии брендов и создании маршрутов

Пленарная сессия форума открылась с краткого исторического экскурса замглавы Ростуризма, советника президента Союза музеев России Сергея Корнеева. Он напомнил об идее создания туристического маршрута «Золотое кольцо России», которая родилась с подачи советского журналиста Юрия Бычкова еще в 1967 году. Тогда путевые заметки культурного обозревателя подтолкнули туристическую индустрию к смелому шагу: попытаться объединить в кольцевой маршрут восемь старинных русских городов: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

За десятилетия идея маршрута по городам Владимиро-Суздальской Руси была отточена до полноценного коммерческого предложения: лишь немногие иностранные путешественники всерьез озадачивались посещением, например, Плещеева озера в Переславль-Залесском, на котором юный Петр I начал строительство «потешной флотилии», прообраза российского ВМФ, но, войдя в маршрут Золотого кольца, объект культурного наследия в российской глубинке получил должное внимание как со стороны туристов, так и со стороны местных властей, которые за счет пополнений бюджета смогли начать больше вкладывать в город. Сейчас, по различным оценкам, города Золотого кольца ежегодно посещают порядка 18 млн туристов, маршрут превратился чуть ли не в самый узнаваемый бренд страны.

Пленарная сессия форума открылась с краткого исторического экскурса замглавы Ростуризма, советника президента Союза музеев России Сергея Корнеева

В течение последних лет проблема включения музеев в полноценный туристический оборот, интеграции их в современные реалии, в которых множество объектов культурного наследия так или иначе вынуждены конкурировать между собой, была вынесена на повестку профессионального культурного сообщества. Наилучшее решение отыскалось в истории. 2012 год, когда Министерству культуры было поручено проработать и запустить новый туристический маршрут, на этот раз — объединение культурно-исторических центров Северо-Западного федерального округа, принято считать датой начала развития нового вектора интеграции музеев в туристическую отрасль.

От «романовских» мест до Волжского пути

В последние несколько лет в России были официально запущены как минимум три национальных музейных маршрута и сразу несколько проектов, объединяющих музейные комплексы и объекты туристической инфраструктуры. Создатели и представители каждого из них получили возможность рассказать о своих достижениях и сложностях на площадке первого форума, посвященного брендовым маршрутам, в Казани.

Одним из первых в 2015 году родился маршрут «Серебряное ожерелье России», на данный момент объединяющий 11 регионов страны: Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Псковскую, Новгородскую, Калининградскую, Вологодскую, Мурманскую области, республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ. Здесь и Старая Русса, и Великие Луки, и Псковский Кром — многочисленные компании уже предлагают разработанные комплексные автобусные туры по основным достопримечательностям Северо-Запада.

В 2017-м во многом усилиями Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества был разработан Императорский маршрут, объединивший десяток городов центральной России, Урала и Сибири, в которых пребывали члены семьи Романовых. В том же году была озвучена идея создания тура «Россия — Родина космонавтики» объединяющего Москву, Московскую область, Калугу и Санкт-Петербург. Маршрут предполагает посещение Звездного городка, Музея космонавтики имени Юрия Гагарина, Центра управления полетами и калужского Боровска, где жил Циолковский.

В последние несколько лет в России было создано несколько проектов, объединяющих музейные комплексы и объекты туристической инфраструктуры

В заключение серии представлений брендовых маршрутов России слово было предоставлено принимающей стороне — главе Госкомитета РТ по туризму Сергею Иванову с презентацией самого молодого проекта подобного масштаба «Великий Волжский путь». Активная фаза его реализации началась лишь в текущем, 2019, году. В идеале маршрут будет представлять из себя путешествие по Волге с остановками в семи основных точках — исторических центрах научной и культурной мысли, торговли: отправная Самара, Болгар, Казань, Свияжск, Йошкар-Ола, Чебоксары и Нижний Новгород.

— Мы все время сталкивались с тем, что человеку нужна идея для путешествий. Продвигая отдельные города, музейные комплексы, мы не всегда видим, что у человека собирается какая-то общая картина. Да, есть классный музей, есть интересное, но все это как разбросанные кусочки пазла, которые не собирались в общую идею. Великий Волжский путь — это ответвление Великого шелкового пути, который проходил южнее, но сообщение со странами Северной Европы происходило именно по Волге, — напомнил Сергей Иванов.

Первые осторожные попытки протестировать маршрут на иностранных рынках, по словам Иванова, нашли отклик, а потому планы на маршрут у госкомитета масштабные: в 2020 году планируется вывести Великий Волжский путь на федеральный уровень, а в 2021-м — начать рекламировать проект на международном пространстве.

В заключение серии представлений брендовых маршрутов России слово было предоставлено принимающей стороне — главе Госкомитета РТ по туризму Сергею Иванову с презентацией проекта «Великий Волжский путь»

Фестивальные активности, паспорт туриста и сохранение артефактов

В ходе почти четырехчасовой сессии делегаты от федеральных и региональных музеев, туристско-информационных центров, министерств и ведомств делились собственным видением, опасениями и инициативами развития отечественных музейных комплексов в рамках концепции «маршрутизации». Большой акцент докладчики делали на событийном туризме как способе привлечения аудитории в небольшие города, например первом охотничьем фестивале, который в сентябре этого года с успехом прошел в усадьбе Муромцево во Владимирской области и сумел собрать несколько тысяч человек.

Директор Национальной ассоциации информационно-туристских организаций Михаил Ушаков напомнил о важности захода музеев в Сеть, новых способов коммуникации с аудиторией и запуске еще в октябре этого года проекта «Паспорт туриста» на маршруте «Серебряное ожерелье России». Получить документ можно в любом ТИЦе маршрута. Посетив какой-либо из городов ожерелья, турист сможет поставить в паспорт соответствующую печать, а собрав все 11 печатей, получить приз — бесплатный тур в один из культурных центров России.

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова посвятила свое выступление более острым вопросам дальнейшего развития музеев. Она подчеркнула, что одна из главных функций музеев сегодня — это достоверность и объективность информации, недопущение фальсификации исторических событий, поддержка научной работы на местах, без которой сохранность фактов всегда находится под угрозой, а вовсе не событийный туризм.

— Очень много сегодня мультимедийных технологий. Мои опасения: все-таки мультимедийные технологии не должны вымывать главную ценность музеев — это артефакты. Как сегодня сказали, все большее количество мероприятий проходит на площадках музеев. Но должен быть баланс. С одной стороны, событийная деятельность — это очень важно. Но, с другой, все-таки музей — это еще и институт сохранения нашего наследия. Ни в коем случае нельзя допускать подмены тезисов, о том, что музей — это только место для проведения мероприятий. Мы интересны в первую очередь своим богатым наследием, — заключила глава татарстанского Минкульта.

«Очень много сегодня мультимедийных технологий. Мои опасения: все-таки мультимедийные технологии не должны вымывать главную ценность музеев — это артефакты», — считает Ирада Аюпова

Созвучные мысли озвучила и директор Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова, рассказывая о работе Детского музейного центра во Владимирских палатах — первого подобного заведения, основанного в России еще в 90-х годах.

— Мы находимся на качелях, когда мы должны быть очень серьезными носителями генетического фонда нации, а с другой стороны, давайте вспомним великих педагогов древности, которые говорили: обучая, развлекай. Если не будет интересно, учить не будут. Но как не скатиться к Диснейленду, к какой-то тупости? Здесь работа профессионалов, — подчеркнула Мельникова, говоря о внушительном научном и педагогическом потенциале музеев.

Читайте также  Золото и рубль: ажиотаж и перспективы

Минкульт намеревается помочь музеям «научиться продавать свои услуги»

Казанский форум стал пилотным мероприятием в новой специальной программе Минкульта. Сегодня в залах того же «Корстона» пройдут круглые столы, посвященные проблемным точкам развития и популяризации музеев, а также поискам путей их решения. Уже 15 ноября подобная казанскому форуму сессия состоится в Санкт-Петербурге, а в декабре представители музейного сообщества встретятся в Екатеринбурге и Москве.

Наталия Чечель: «Мы должны сохранить и нести будущим поколениям — мысль о том, что музей сохраняет социальную память, самоидентификацию, культурный код цивилизации. Поэтому все, что музеи могут предложить посетителям, нам кажется, чрезвычайно важно популяризировать»

— Дальнейшее развитие таких объединяющих образов (турмаршрутов), интересных для людей, привлекающих внимание наших граждан, иностранной аудитории, помогает двигаться. Когда мы объединяемся, мы можем достигать более эффективного результата. Министерство культуры приняло решение продолжить серию активностей по развитию этих уже сложившихся на данный момент культурных брендов, каждый из которых очень глубоко охватывает ту или иную часть жизни, истории нашей страны, — подчеркнул, взяв слово, Сергей Корнеев. — В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Москве мы будем обсуждать, как интегрировать музейные маршруты в сегодняшние реалии информационного века, маркетинга, продвижения, и обсуждать лучшие практики.

— Лучшее наследие хранится в музеях. И самое главное, что мы должны сохранить и нести будущим поколениям — мысль о том, что музей сохраняет социальную память, самоидентификацию, культурный код цивилизации. Поэтому все, что музеи могут предложить посетителям, нам кажется, чрезвычайно важно популяризировать. Проект напрямую, конечно, не является развитием туризма, хотя и, безусловно, на него влияет, но это проект, который поможет музею представить себя в лучшем виде. Запланированы деловые мероприятия, в том числе обучающие, которые помогут музеям научиться себя преподносить, если хотите, продавать свои услуги, сделать их популярными, — анонсировала заместитель директора Департамента музеев Минкультуры России Наталия Чечель.

Концепция «Один пояс – один путь» КНР

Концепции Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века представляют собой новую внешнюю стратегию Китая на ближайшую историческую перспективу. В 2013 году оба проекта объединены под общим названием «Один пояс – один путь».

Принципы, структура, а также приоритетные направления и механизмы сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс – один путь» были четко сформулированы в марте 2015 года в ходе Боаоского азиатского форума. Обнародованный документ, в разработке которого принимали участие Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР, получил название «Концепция и план действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». Заявленная цель этого крупномасштабного проекта – создание новых механизмов экономического развития, которые будут способствовать более эффективному распределению ресурсов в регионе и укреплению рыночной интеграции между государствами Европы, Азии и Африки.

Идея Морского Шелкового пути XXI века заключается в создании двух маршрутов. Один из них соединит побережье Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан, второй – выведет Китай в Южно-Тихоокеанский регион – опять же через Южно-Китайское море, которое становится одним из ключевых участков этого морского проекта.

Экономический пояс Шелкового пути рассматривается как крупномасштабный экономический проект, нацеленный на развитие Западного Китая, а также на расширение связей с зарубежными государствами, особенно со странами Центральной Азии. Суть его – в создании трансевразийского сухопутного моста и развитии трех экономических коридоров: Северного (Китай – Монголия – Россия), Центрального (Китай – Центральная Азия – Ближний Восток) и Южного (Бангладеш – Китай – Индия – Мьянма, а также Китай – Пакистан). Дальше эти экономические коридоры можно смело тянуть до Западной Европы и Африки.

Опубликованный план действий по совместному строительству «пояса и пути» призывает к координации политических усилий, развитию инфраструктурного взаимодействия, свободной торговле, коммерческой интеграции и укреплению связей между людьми. В одной только сфере инфраструктурного строительства, к которой относятся создание автомобильных и железных дорог, прокладка нефтепроводов и линий электропередач, сооружение мостов и портов, зарождаются огромные финансовые возможности. Эксперты Азиатского банка развития прогнозируют, что к 2020 году потребность в инвестициях в эту сферу составит 8 трлн долларов США.

В документе отмечается, что данный проект, открытый для всех стран, международных и региональных организаций, создает значительную инклюзивную платформу для объединения китайской экономики с интересами вовлеченных государств. Как заявил председатель КНР Си Цзиньпин, выступая перед участниками Боаоского азиатского форума в марте 2015 года: «Инициатива «Один пояс – один путь» – это не соло Китая, а симфония заинтересованных сторон». Китай, отмечают авторы концепции, готов вместе с другими странами работать над улучшением содержания инициативы, разрабатывать графики реализации проектов и многосторонние форматы сотрудничества, а также призывает к многополярности и равноправным переговорам по международным вопросам.

Разработчики концепции попытались в едином документе представить подробный план действий практически по всем аспектам экономического взаимодействия. Это достаточно трудная задача, учитывая, что проект охватывает несколько десятков стран, в которых проживает более 60% населения планеты, а объем возможного экономического взаимодействия оценивается в 21 трлн. долларов США. Механизмы сотрудничества предполагают многоуровневые платформы и многосторонние консультации, подписание меморандумов о взаимопонимании, выработку совместных дорожных карт и запуск двусторонних пилотных проектов.

Также предлагается в полной мере задействовать потенциал уже имеющихся двусторонних механизмов взаимодействия – объединенных комитетов, совместных комиссий и координационных групп, созданных с участием Китая и других государств, прежде всего – соседних стран. Для усиления коммуникационной составляющей сотрудничества и привлечения новых стран предусматривается использование возможностей существующих международных площадок – ШОС, АСЕАН плюс Китай (10+1), АТЭС, Форума «Азия — Европа», Азиатского диалога по сотрудничеству, СВМДА, ЦАРЭС. Конструктивная роль в развитии инициативы отводится также международным выставкам и форумам на региональном и субрегиональном уровнях.

Выдвинутая Китаем инициатива, отражающая идеалы и ценности всего человеческого сообщества, — попытка поиска новой модели международного взаимодействия, которая даст положительный импульс мировому развитию и будет способствовать поддержанию всеобщего мира на планете. Китай не претендует на экономическую гегемонию и не заявляет о своей исключительности. Теоретические основы, на которых базируются главные положения концепции, согласуются с основными целями Устава ООН и пятью принципами мирного сосуществования. Проект полностью открыт для участия всех членов международного сообщества и не ограничивается территорией, исторически относящейся к древнему Шелковому пути.

Анализ предложенного варианта действий по совместному строительству «пояса и пути» показывает, что от реализации проекта Китай ожидает расширения масштабов своей открытости внешнему миру и укрепления взаимовыгодного сотрудничества со странами-участниками. Не менее важную роль в проекте играет и реализация геополитических целей КНР, а именно – расширение взятых Пекином на себя политических обязательств и международной ответственности в соответствии со своими экономическими способностями. В общих положениях концепции прямо указано, что Китай готов вносить более весомый вклад в развитие всего человечества.

Структурная составляющая китайского проекта – применение такого формата сотрудничества, при котором выиграют все участники. При этом китайское правительство готово давать гарантии многосторонней открытости, способствовать практическому взаимодействию во всех сферах и тем самым формировать «сообщество общей судьбы». Кстати, программная речь Си Цзиньпина на церемонии открытия Боаоского азиатского форума так и называлась: «Шаг к сообществу общей судьбы, создание нового будущего Азии».

По мнению разработчиков концепции, страны, расположенные в регионе «пояса и пути», обладают уникальными ресурсами, их экономические базы дополняют друг друга, и у подобного сотрудничества есть огромный потенциал и пространство для развития. С этим трудно не согласиться, но необходимо учитывать, какие из стран получат наибольшую пользу от подобного взаимодействия. Если говорить о России, то ей участие в проекте принесет развитие инфраструктуры, дальнейшую диверсификацию направлений поставщиков энергоносителей и укрепление инвестиционного сотрудничества с КНР. Страны Центральной Азии обладают большим транзитным потенциалом. Казахстан за счет своего географического расположения в центре Евразии может стать оптимальным наземным транспортным звеном в цепочке Европа – Россия – Китай. Узбекистан получает возможность стать крупным логистическим центром для грузопотоков из Туркмении, Афганистана, Ирана и получать доходы от транзита грузоперевозок. Пекин же сможет усилить свои позиции в Центральной Азии и замкнуть на себе грузопоток из Юго-Восточной Азии на Европу. Его дополнительное преимущество – значительные финансовые ресурсы.

В заключительных разделах концепции отмечается, что в течение полутора лет, прошедших с тех пор, как Си Цзиньпин впервые анонсировал стратегическую инициативу, правительство Китая занималось активным воплощением в жизнь этого грандиозного проекта. Концепция обсуждалась с лидерами зарубежных государств и на международных встречах, новый Шелковый путь становился главной темой ряда симпозиумов и форумов, были подписаны меморандумы о взаимопонимании и согласованы планы экономического взаимодействия, была оказана коммуникационная поддержка по ключевым проектам сотрудничества. Выдвинутое Китаем предложение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути уже приносит первые результаты. К АБИИ, уставной капитал которого, скорее всего, будет увеличен до 100 млрд долларов, помимо азиатских стран присоединился и ряд ведущих западноевропейские государств – Германия, Франция, Италия, Великобритания. Из 40 млрд долларов уставного капитала Фонда Шелкового пути
10 млрд уже поступили на счет и будут направлены на реализацию инвестиционных проектов.

В концепции и плане действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века ясно прописаны принципы и структура будущего объединения, обозначены приоритеты и механизмы сотрудничества. Теперь ученым и экономистам предстоит определить критерии, позволяющие относить конкретные проекты двустороннего и многостороннего сотрудничества к инициативе «Один пояс – один путь», а участвующим в проекте странам – разработать общий план действий на основе заявленных принципов, механизмов и приоритетов.

Китайская инициатива «Один пояс – один путь» — долгосрочный проект, нацеленный на содействие интеграции международного сообщества. Она хорошо вписывается во внеблоковый характер внешнеполитических отношений Китая, не ставит целью создание какого-либо альянса против одной или группы стран, а с точки зрения экономического взаимодействия, – обеспечивает прозрачность и открытость. Китай готов будет совмещать эту инициативу со стратегией развития других сторон и координировать ее с имеющимися региональными механизмами сотрудничества.