Северная Корея и рынок золота: в чём связь?

КНДР расплатится рублем

РФ и КНДР переходят на расчеты в рублях. Такое решение придаст большую устойчивость экономике Северной Кореи, а Россия сможет выйти на новый рынок. Однако Москве стоит поторопиться, конкуренцию за рынок страны победившего чучхе ей могут составить Япония, а также главный торговый партнер России — Китай, предупреждают эксперты.

Россия и Северная Корея перейдут на расчеты в рублях уже в июне. Об этом в четверг завил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в ходе проходящего во Владивостоке заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

«Решение о списании задолженности КНДР перед Россией позволило нам выйти на решение целого ряда вопросов, которые не могли решаться, потому что над нами висела эта задолженность. Уже в этом месяце между Россией и КНДР начнутся расчеты в рублях, будут открыты первые счета в российских банках. Возможность современных расчетов значительным образом ускорит и облегчит торгово-экономическое сотрудничество», — отметил Галушка.

В начале мая Владимир Путин ратифицировал договор об урегулировании задолженности Северной Кореи перед Россией, размер которой на тот момент составлял $10,96 млрд. Согласно договору, Москва простила Пхеньяну $9,87 млрд, или 90% общего долга.

Оставшуюся сумму ($1,09 млрд) правительство страны чучхе будет обязано выплатить 40 равными полугодовыми платежами в течение следующих 20 лет. Однако российский бюджет все равно не получит эти средства. Согласно двустороннему соглашению, все платежи, направляемые Пхеньяном в счет погашения долга, пойдут на финансирование в КНДР проектов в области здравоохранения, образования и энергетики.

Основная часть долгов Северной Кореи была накоплена еще во времена СССР. Начиная с 1950-х годов Москва выделяла Пхеньяну значительные средства на закупку вооружений, а также продуктов и товаров широкого потребления у стран Варшавского договора.

После краха Советского Союза КНДР платежи по советским долгам прекратила, а переговоры об урегулировании долга продолжались около 20 лет.

Вплоть до 2007 года сторонам не удавалось договориться об условиях погашения займов, однако после предложения российской стороны о возможности списания части долга и предоставления рассрочки по уплате оставшейся суммы или погашения долга в виде инвестиций переговорный процесс получил новый толчок к развитию.

«Переход на расчеты в российских рублях, безусловно, в первую очередь выгоден КНДР. Рубль обеспечен российским национальным благосостоянием, в то время как северокорейская вона не обладает никаким обеспечением и не привязана к национальному богатству. Для Москвы же это новые возможности как на рынке АТР, так и в пока не открытой инвесторами Северной Корее», — говорит «Газете.Ru» заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

В ответ на решение российских властей списать 90% долга КНДР Пхеньян принял решение об облегчении визового режима для российских инвесторов и сотрудников российских компаний, работающих в Северной Корее.

Теперь у предпринимателей из РФ появится возможность облегченного получения многократных виз, а для сотрудников российских компаний также будет открыт доступ в интернет и мобильная связь.

«Эти решения сегодня приняты только для российских инвесторов. Инвесторы из других стран, включая Китай, не имеют такого принципиального подхода, который получила российская сторона», — подчеркнул Галушка.

Однако заявление руководства КНДР является скорее политическим шагом. «То же облегчение визового режима и та же эксклюзивность были несколько лет назад обещаны и Китаю, — отмечает Маслов. — Япония также начала переговоры с правительством Северной Кореи о начале экспорта японских товаров в страну».

Российские компании уже пытаются проникнуть на закрытый для инвесторов рынок Северной Кореи. Так, ООО «Северные прииски» подписало меморандум с правительством КНДР о получении разрешения на добычу золота в провинции Северный Пхенан. В обмен на допуск к добыче золота на территории КНДР компания обещает поставить в республику подержанные самолеты Ту-204.

В прошлом году товарооборот между Россией и КНДР составил всего $112 млн.

Основными статьями российского экспорта в Северную Корею являются продукция машиностроения, электроника, а также другое оборудование. КНДР в свою очередь экспортирует в Россию золото, а также другие полезные ископаемые. Большую роль в пополнении валютных резервов Северной Кореи играют и северокорейские рабочие, отправляемые правительством Ким Чен Ына на сезонные заработки в Сибирь и на Дальний Восток. Приехавшие по трудовой визе мигранты получают в среднем от $40 до $100 в месяц, при этом 70% от месячной зарплаты работника забирают себе пхеньянские власти в качестве «платежа в счет благонадежности».

«Сейчас пытающаяся открыться миру Северная Корея представляет хорошую возможность для соседних стран увеличить свое влияние в регионе, — отмечает Алексей Маслов. — Поэтому главное для России — это не упустить этот рынок».

Почему против Северной Кореи вводят настоящие санкции

Подпишитесь на рассылку новых материалов Carnegie.ru

Понравился материал? Подпишитесь на рассылку!

  • Распечатать

В начале марта Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 2270, которая вводит новые санкции в отношении Северной Кореи. Причиной стали ядерные испытания, которые Пхеньян провел 6 января этого года, а также проведенный 7 февраля запуск баллистической ракеты (официально – искусственного спутника Земли).

По жесткости предусмотренных мер Резолюция 2270 является беспрецедентной. На протяжении многих десятилетий северокорейская пропаганда утверждала, что Северная Корея находится в «экономической блокаде, организованной американскими империалистами». Но на практике эти заявления имели мало отношения к реальности. Теперь же ситуация становится по-настоящему серьезной.

Вместо символов

В отношении КНДР и раньше действовали санкции – как односторонние, так и, после 2006 года, международные, одобренные ООН, но они носили по преимуществу символический характер. Северной Корее запрещали торговать тем, чем она и так не торговала, с теми партнерами, которые и так к ней не испытывали никакого интереса. Однако на этот раз ситуация, кажется, изменилась. Резолюция 2270 означает, что КНДР впервые в своей истории может столкнуться с проблемами как раз на тех рынках, на которых она относительно успешно работала в последние несколько десятилетий.

Резолюция 2270 предусматривает внушительный набор новых санкций. Самый важный там – запрет на покупку у Северной Кореи полезных ископаемых, который теперь должны соблюдать все члены ООН. В список безусловно запрещенных к экспорту полезных ископаемых попали золото, титановая руда, ванадиевая руда и редкоземельные минералы.

Несколько сложнее ситуация с углем, который в прошлом году составил около 40% всего северокорейского экспорта. По поводу угля и железной руды Резолюция 2270 использует умышленно обтекаемые выражения. Резолюция разрешает такие поставки, если они «осуществляются исключительно для целей обеспечения средств к существованию и не связаны с получением доходов для программ КНДР по ядерному оружию и баллистическим ракетам». Понятно, что на практике невозможно проверить, связана ли данная поставка с ракетно-ядерной программой, так что такая умышленная туманность означает, что страны ООН при желании могут покупать у КНДР уголь и железную руду.

Помимо Резолюции 2270, ряд заинтересованных стран – в первую очередь США и Южная Корея – приняли дополнительные санкции, некоторые из которых символические, а некоторые, наоборот, могут нанести ощутимый урон северокорейской экономике. В частности, Южная Корея приняла решение закрыть Кэсонскую промышленную зону, пограничный индустриальный комплекс, на котором около 54 тысяч северокорейских рабочих работали на 120 южнокорейских фирм. Большую часть зарплаты, которую платили южнокорейские предприниматели северокорейскому персоналу, правительство КНДР изымало в свой доход, да и оставшиеся деньги рабочие, разумеется, тратили внутри страны, так что кэсонский проект по разным оценкам приносил северокорейскому бюджету от $50 млн до $100 млн в год. Теперь КНДР лишилась и этих доходов.

Весьма серьезными выглядят и меры, принятые США. КНДР с Соединенными Штатами не торгует – торговать, собственно, нечем, так как северокорейская промышленность не выпускает те товары, которые могли бы пользоваться успехом на американском рынке. Поэтому в Вашингтоне решили нанести удар по северокорейским финансам, воспользовавшись той доминирующей ролью, которую США играют в мировой финансовой системе. Теперь американским компаниям запрещается вести дела с банками и кредитными учреждениями третьих стран, если эти учреждения занимаются также обслуживанием северокорейских компаний. Это означает, что какой-нибудь китайский банк, если он, помимо всего прочего, занимается переводом денег в КНДР, автоматически попадает под американские санкции и лишается возможности работать с американскими партнерами, что для него станет смертным приговором. Подобные санкции, скорее всего, приведут к исключению банков КНДР из системы международных переводов и, шире говоря, из мировой финансовой системы.

Читайте также  Пробы и бирки на турецком золоте

Принятые меры беспрецедентны по своей жесткости, и в том случае, если они будут проведены в жизнь в должной последовательности, результатом, скорее всего, станет экономический кризис в КНДР. Последовательное осуществление новых санкций может повернуть вспять тот экономический рост, который наблюдался в КНДР на протяжении последнего десятилетия.

Разворот Пекина

В новой ситуации решающей станет позиция Китая – через эту страну идет почти вся торговля с КНДР, оборот с Китаем составляет 80–90% всей северокорейской внешней торговли. Именно наличие или отсутствие у Китая желания проводить предусмотренные Советом Безопасности меры определит эффективность всей этой политики. Пока непонятно, готов ли Китай проявлять необходимую жесткость. Уже сам факт, что Пекин проголосовал в Совете Безопасности в поддержку Резолюции 2270, вызывает некоторое удивление и может считаться индикатором того, что в Пекине решили: пришло время говорить с Северной Кореей достаточно жестко.

Такой поворот был неожиданным для большинства наблюдателей. Действительно, с начала 2013 года и до осени прошлого, 2015 года отношения Китая и Северной Кореи были весьма напряженными. Однако осенью 2015 года появились признаки, что Китай решил пересмотреть свою политику на северокорейском направлении и смягчить позицию в отношении Пхеньяна. Вызвано это было, скорее всего, ухудшением отношений с Соединенными Штатами. В новой ситуации китайское руководство решило, что сохранение Северокорейского государства служит долгосрочным интересам Китая, так что конец 2015 года был временем неожиданной оттепели в китайско-северокорейских отношениях.

Судя по всему, поначалу в Китае считали, что подобную линию следует продолжать и дальше. Показательно, что выработка Резолюции 2270 заняла почти два месяца – в отличие от предыдущих резолюций на эту тему, которые были приняты сразу же после северокорейских ядерных испытаний. Известно, что поначалу китайские дипломаты заняли весьма жесткую позицию и, скорее всего, стремились выхолостить текст резолюции, ограничившись символическими мерами. Однако в середине февраля позиция Пекина изменилась.

О причинах этой перемены можно только гадать. С одной стороны, известно, что в китайском руководстве и экспертном сообществе есть немало людей, которые воспринимают северокорейскую ядерную программу как угрозу долгосрочным стратегическим интересам Китая и даже в принципе готовы пожертвовать существованием Северокорейского государства, приняв объединение Кореи под руководством Сеула. Известно и то, что президент Си Цзиньпин лично не слишком жалует Ким Чен Ына.

Однако, скорее всего, Китай пересмотрел свое отношение к северокорейскому вопросу под американским давлением. С начала февраля американская администрация дала понять, что готова ответить на северокорейские ракетно-ядерные эксперименты увеличением американского военного присутствия в Северо-Восточной Азии. Речь, в частности, шла о развертывании на Корейском полуострове систем ПРО, против размещения которых всегда возражали в Пекине и Москве. В этой связи весьма вероятно, что китайцы решили поддержать жесткие меры в обмен на обещание американцев не слишком усиливать свое военное присутствие в непосредственной близости от северо-восточных границ Китая.

Китайское предупреждение

Тем не менее остается неясным, собирается ли Китай всерьез соблюдать все требования, предусмотренные Резолюцией 2270. Пожалуй, самая важная из многочисленных проблем – это отношение Китая к экспорту северокорейского угля и железной руды. На протяжении последних лет Китай был фактически монопольным покупателем и северокорейского угля, и северокорейской руды. Поскольку резолюция ООН весьма двусмысленна в той своей части, где речь идет об экспорте угля и железной руды, Китаю оставлена лазейка, которая теоретически позволит ему, формально не нарушая букву Резолюции 2270, продолжать закупать северокорейский уголь. Пока неясно, собирается ли Китай воспользоваться этой лазейкой, но сообщения последних дней говорят о том, что экспорт руды и угля, кажется, действительно приостановлен.

Впрочем, есть основания сомневаться, что китайской жесткости хватит надолго. Нестабильность на Корейском полуострове не соответствует стратегическим интересам Китая. Скорее всего, сейчас китайцы не столько стремятся загнать Северную Корею в угол, сколько дать ей предметный урок и показать, что ждет Пхеньян в том случае, если он будет продолжать свои ракетно-ядерные программы, несмотря на крайне негативное отношение Китая к этим программам.

В любом случае мир сейчас сталкивается с совершенно новой ситуацией на Корейском полуострове. Северная Корея впервые в своей истории оказалась объектом действительно серьезных санкций, которые носят отнюдь не символический характер и которые с большой долей вероятности нанесут стране большой экономический ущерб. Даже если Китай через несколько месяцев откажется от проведения санкций в полном объеме и возобновит закупки угля и железной руды, Северная Корея будет сталкиваться с немалыми проблемами и потеряет заметную часть своих валютных доходов.

Неясно, правда, окажут ли эти экономические проблемы какое-либо влияние на политическую ситуацию в КНДР – речь ведь идет о стране, в которой во второй половине 1990-х годов умерло от голода более полумиллиона человек и при этом не наблюдалось никаких признаков политической нестабильности. Однако с тех пор Северная Корея сильно изменилась.

  • Андрей Ланьков

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

Все новости

Рекомендованные новости

Главное за «нерабочую» неделю. Самое интересное на БКС Экспресс

Фьючерc на S&P 500 обновил рекордные уровни после выхода данных по безработице

Мощнейший дневной рост акций NVIDIA. В чем сила

Что случилось в прошлый раз, когда ФРС начала снижать QE

Самые популярные бумаги на СПБ Бирже в октябре

Могут ли облигации защитить от инфляции. Часть 1 — ОФЗ

Акции Electronic Arts выросли после отчета. Куда дальше

Что случилось с Zillow? Результаты отчетности

Каждую неделю мы высылаем актуальную аналитику и самые свежие новости. Коротко, емко и по делу.

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Читайте также  Краткий обзор рынка золота

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Российский рынок акций закрылся снижением индексов Мосбиржи и РТС

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Российский рынок акций в среду снижался. По итогам дня рублевый индекс Мосбиржи уменьшился на 0,54%, до 4 184,87 пункта, долларовый индекс РТС — на 1,31%, до 1 826,65 пункта.

Доллар по отношению к рублю на 19:12 мск вырос на 0,64%, до 72,14 руб., евро — на 0,77%, до 83,57 руб. Ближайший фьючерс на нефть марки Brent за день потерял около 2,16% и торгуется в районе $82,24 за баррель.

«Поводами для фиксации прибыли стали внешние настроения, в которых усилилась осторожность перед заседаниями ФРС и ОПЕК+, снижение цен на нефть, а также приближение череды выходных дней в России. Краткосрочно итоги заседания ФРС зададут вектор общей динамики торгов», — рассказал инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин.

Между тем сегодня председатель ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что ситуация в экономике еврозоны вряд ли позволит европейскому регулятору поднять базовую ставку в 2022 году. Статистика дня не оказала значимого влияния на настрой инвесторов. «Октябрьский индекс деловой активности в секторе услуг (PMI) Китая от Caixin (53,8 пункта) вышел чуть лучше, чем в сентябре (53,4 пункта), уровень безработицы в еврозоне в сентябре (7,4%) оказался в рамках ожиданий. В США статданные оказались преимущественно позитивными. Число занятых в несельскохозяйственном секторе (ADP) в октябре (571 тыс.) выросло сильнее прогнозов (400 тыс.), лучше ожиданий оказались индекс деловой активности (PMI) в секторе услуг за минувший месяц и значения объема промышленных заказов в сентябре. А вот недельные запасы нефти в США выросли больше, чем прогнозировалось, это усилило локальную просадку нефтяных цен», — добавил Бахтин.

Рынок акций

В среду на Мсобирже снизились котировки производителей удобрений («Акрона» — на 0,7%; «Фосагро» — на 2,5%) после новостей об ограничении экспорта азотных и сложных удобрений из России, рассказал ведущий аналитик ПСБ Алексей Головинов.

Слабо смотрелся сектор горной добычи (котировки акций «Русала» снизились на 1,6%; «Норникеля» — на 0,6%) и металлургии (НЛМК — на 1,1%; ММК — на 0,8%; «Северстали» — на 0,1%). Акции продолжают оставаться под давлением негативной конъюнктуры рынка промышленных металлов, добавил эксперт.

Бумаги золотодобытчиков (котировки «Полюса» снизились на 1,4%; «Полиметалла» — на 1%; Petropavlovsk — на 2,9%) следовали за падением стоимости золота, которое снижалось на фоне ожиданий рынков о начале программ стимулирования ФРС уже в ноябре текущего года, также считает Головинов.

Позитивную динамику продемонстрировали бумаги Мосбиржи (+0,5%) вследствие публикации данных об увеличении количества счетов частных инвесторов до 25 млн. Точечным спросом пользовались бумаги АФК «Система» (+1,4%), «Детского мира» (+1,7%), Интер РАО» (+1,2%) и привилегированные акции Сбербанка (+0,4%), рассказал специалист.

Прогноз на 5 ноября

Торги на российском рынке в четверг, 4 ноября, проводиться не будут в связи с празднованием Дня народного единства. В ходе пятничных торгов инвесторы будут отыгрывать итоги заседаний ФРС, Банка Англии, министерской встречи ОПЕК+, динамику предыдущего дня на внешних площадках и нефтяном рынке, считает Александр Бахтин.

Рынок обратит внимание и на важные статданные, в том числе на объем производственных заказов в Германии за сентябрь, октябрьский индекс деловой активности в секторе услуг еврозоны, недельное число первичных заявок американцев на получение пособий по безработице (отчет выйдет 4 ноября), ключевой отчет по рынку труда США за октябрь, включая изменение числа занятых в несельскохозяйственном секторе (5 ноября). Также в фокусе останутся финансовые результаты компаний в рамках сезона отчетностей за третий квартал 2021 года.

Вместе с тем фактор официального выходного дня в России и преддверие субботы и воскресенья могут обусловить сдержанную активность торговли 5 ноября, добавил Бахтин. По ожиданиям «БКС Мир инвестиций», индекс Мосбиржи в этот день может формироваться в пределах 4 125 — 4 255 пунктов, прогнозный диапазон курса рубля к доллару — 71,5-72,5 руб.

Пхеньян и Сеул восстановили прямые линии связи

«Газета.Ru»: Что означает объявленное восстановление прямых линий связи между Пхеньяном и Сеулом? Снова намечается потепление между ними?

Андрей Ланьков: История началась в июне 2020 года. Тогда северокорейская сторона официально заявила, что прекращает любые связи с Южной Кореей. Формально это было вызвано тем, что южнокорейское правительство позволяло эмигрантским организациям время от времени запускать аэростаты с листовками в направлении Северной Кореи. При этом практику запуска аэростатов нельзя считать новой, их запускали к тому моменту уже много лет.

Реальная причина была в том, что Южная Корея, с точки зрения Пхеньяна, не сдерживала своих обещаний, которые ему давали в 2018-2019 году. Так, Сеулу не удалось добиться от США существенного ослабления санкций в отношении Северной Кореи.

Андрей Ланьков, советский и российский востоковед-кореевед и публицист

@tvitter/Twitter

Более того, администрация президента Мун Чжэ Ина, стараясь быть дружелюбной в отношении Севера, в то же время упорно отказывалась предоставлять деньги и материальную помощь Пхеньяну, в которой он очень нуждался.

В конце концов, все эти улыбки Пхеньяну надоели, и там решили ударить кулаком по столу.

Это было сделано эффектно, так как кульминацией стал взрыв центра межкорейских переговоров, который был построен на южнокорейские деньги на территории Северной Кореи. Дескать, настолько не хотим с вами говорить, что и здание, где мы могли говорить, мы взрываем прям у вас на глазах.

— И после этого стороны остались вообще без связи?

— После этого возникла несколько комичная ситуация. Дело в том, что Север и Юг соединяет большое количество линий прямой связи. Помимо горячей линии прямой правительственной связи, есть линии, соединяющие военные командования. Не только на уровне центра, но и между округами.

— Они сохранялись в последний год?

— Северокорейцы объявили о прекращении контактов, но не нанесли никакого физического вреда инфраструктуре систем связи. Более того, они поддерживали ее в рабочем состоянии.

Южнокорейские чиновники и военные, повинуясь приказу из администрации президента, каждый божий день звонили своим северокорейским партнерам больше года. Северокорейцы демонстративно не брали трубку.

То есть, физически с линиями ничего не случилось, на Севере просто реально не брали трубку. Сегодня с этим спектаклем в Пхеньяне решили закончить и трубку взяли.

Более того, по предложению южнокорейцев теперь созвон будет проводится два раза в сутки в 9 и 17 часов по местному времени.

При этом все разговоры о разрыве любых контактов с самого начала носили пропагандистский характер, не более того. В действительности официально обе стороны признавали, что ведут переговоры в третьих странах. Посольства двух стран или резидентура в Сингапуре или Швейцарии благополучно общались по неотложным вопросам. Сейчас северокорейцы прекратили дуться и взяли трубку.

— Так все-таки почему они это вдруг сделали?

— Есть как минимум два объяснения. Первое — Северная Корея настроена на переговоры не столько с Южной Кореей, а с США. В Пхеньяне рассчитывают на уступки по вопросу о санкциях, поэтому необходимо показать какое-то дружелюбие.

Вторая причина. На Севере есть основания помогать нынешней южнокорейской администрации. При всех обидах на ее поведение, в Пхеньяне понимают, что оппоненты нынешнего официально Сеула — правые консерваторы, крайние недоброжелатели Пхеньяна. Поэтому если следующей весной на выборах президента Южной Кореи победит оппозиция, то, скорее всего, Северная Корея будет несколько лет сталкиваться с жесткой враждебностью Юга.

Нынешняя администрация хотела бы дружить с Северной Кореей, понимая даже, что это возможно только за счет того, кто с ней дружит. Это относится ко всем странам. Но нынешняя администрация Южной Кореи еще больше не хочет ссориться с США, поэтому не идет на шаги, которые ждут в Пхеньяне.

Читайте также  Цена на золото к концу года: прогноз

Если же в Сеуле придут к власти консерваторы, то ситуация будет куда более мрачной. Их отличает лютый антикоммунизм, для них любые контакты с правительством Северной Кореи — аморальные и иррациональные. Поэтому, возможно, на Севере решили подыграть.

И, например, скоро могут устроить какое-нибудь шоу вроде онлайн-саммита между Ким Чен Ыном и Мун Чжэ Ином. Это несколько увеличит популярность правящей партии на юге, победа которой в интересах Северной Кореи.

— А если вернуться к первой причине, к желанию переговоров КНДР с США. Насколько администрация Байдена готова считывать эти дружелюбные сигналы?

— Я думаю, что не очень. Для Трампа Северная Корея, особенно в начале правления, относилась к числу важнейших внешнеполитических проблем. Для Байдена и его команды эта проблема далеко на периферии. Поскольку Северная Корея ведет себя спокойно, не занимается запуском ракет и ядерными испытаниями, американцы, скорее всего, не будут уделять ей никакого особого внимания. Они не видят необходимости напрягаться.

Официальной целью политики США провозглашается полное, проверяемое и необратимое ядерное разоружение Северной Кореи. Проблема в том, что она на такой шаг не пойдет. В Пхеньяне считают, что, сдав ядерное оружие, они с большой вероятностью отправятся по пути Ливии. Скорее всего, они правы.

— Получается, ситуация патовая?

— Единственным реальным компромиссом может быть некое замораживание северокорейской ядерной программы на определенном уровне.

Например, американцы идут на ряд уступок, начиная со снятия экономических санкций и заканчивая целым рядом политических уступок. А Северная Корея в обмен на это замораживает ядерную программу, и уничтожает значительную часть исследовательских и производственных центров. В долгосрочной перспективе у такого компромисса просто нет перспектив.

Но если вы американский президент, то у вас не будет ни малейшего желания добиваться этого. Дело тут не в высоких материях, а в американской внутренней политике. Американские специалисты, в Госдепе, армии и разведках, уже давно поняли, что никакого ядерного разоружения Северной Кореи не будет.

Однако решения по такому вопросу слишком важны, чтобы их доверяли специалистам. Решения будут приниматься на самом высоком уровне. А там понимают, что объяснить американской публике, Конгрессу и СМИ необходимость соглашения о признании Северной Кореи ядерной державой, будет очень трудно.

Компромисс предусматривает сохранение у Северной Кореи определенного числа ядерных зарядов и средств доставки. То есть, фактически американский президент тогда признает Северную Корею ядерной державой.

— Это невозможно на данный момент?

— Специалисты понимают, что это неизбежно, возможно, в очень отдаленной перспективе.

Но американская публика смириться с этим не может, она смотрит голливудские фильмы. Она никак не может понять, как страна с ВВП на душу населения чуть выше, чем у Гаити, и чуть ниже, чем у Сенегала, сумела такое сделать.

Потому для любого американского президента согласиться на такой компромисс, означает поставить себя под огонь жесточайшей критики. Его сразу обвинят в том, что он поставил великие США на колени перед безумным азиатским тираном. И что он собственными руками разрушил режим нераспространения ядерного оружия, которое может потенциально оказаться в руках террористов. Никакой американский политик не хочет оказаться в таком положении.

— Получается, Байден просто не хочет лишний раз затрагивать проблему ядерного оружия Северной Кореи?

— В настоящее время Байден и его окружение вздохнули с облегчением. Северная Корея соблюдает односторонний мораторий на ядерные испытания и запуски ракет. Это связано с позицией Китая, который готов держать КНДР на плаву и платить ей «социальное пособие» в виде поставок продовольствия и топлива. Но за это Пекин требует от Пхеньяна, чтобы он вел себя относительно тихо.

С точки зрения администрации Байдена такая ситуация позволяет на время забыть о КНДР. То, чего хочет американская публика и элита от Белого дома, — невозможно. А возможное неприемлемо. Поэтому проще всего не трогать вопрос, у которого нет приятного решения. Но в долгосрочной перспективе США смирятся с ядерным статусом Северной Кореи.

На Украине решили добиваться пересмотра соглашения об ассоциации с ЕС

Комитет Верховной рады Украины по вопросам экономического развития рекомендовал Кабинету министров страны пересмотреть экономическую часть соглашения об ассоциации (СА) между Украиной и ЕС, в целях «улучшения торговли с Евросоюзом».

Данное решение единогласно поддержали все 12 депутатов — членов комитета. Правительству рекомендовано сформировать четкую политику по развитию внутреннего производства в стране несырьевой продукции, против чего выступают представители ЕС.

Соответствующие пояснения по данному поводу украинским СМИ дал заместитель председателя комитета ВР по экономразвитию Дмитрий Кисилевский.

По его словам, в ходе переговоров с ЕС Киев намерен добиваться пересмотра экономической части СА на законных основаниях, так как такая возможность предусмотрена самим Соглашением. Эта возможность открывается в текущем году, спустя 5 лет после вступления его в силу.

«Действующее соглашение о свободной торговле имеет мало общего со свободной торговлей. Украинские товары не имеют свободного доступа на рынок ЕС. Квоты, пошлины, торговые ограничения действовали, действуют и появляются новые. Комитет предоставил подробный перечень позиций, по которым целесообразно проводить переговоры, базируясь на анализе торговли с ЕС, опросе украинских производителей и позициях крупнейших бизнес-объединений», — подчеркнул депутат.

Украинская сторона также недовольна транспортной политикой стран ЕС, в рамках которой происходит постоянное сокращение количества разрешений на грузовые автоперевозки для украинских компаний. По словам того же Кисилевского, это является дискриминацией и прямым нарушением СА.

«Украинскому правительству рекомендовано добиться пересмотра механизма предоставления этих разрешений, или по крайней мере их увеличения в соответствии с реальными потребностями экономического сотрудничества. В ходе заседания комитета депутаты также подняли вопрос о возможном арбитраже по этому вопросу», — сказал нардеп.

Также комитет Рады по экономразвитию рекомендовал Кабмину повысить эффективность диалога с европейскими партнерами по отдельным мерам экономической политики в Украине, в т. ч. введению критерия локализации в публичных закупках, сохранению моратория на экспорт леса-кругляка и др.

Все эти рекомендации ярко свидетельствуют о том, что даже на самой Украине больше не в состоянии делать вид, что «европейский выбор» 2014 года пошел стране на пользу.

Согласно данным, которое приводит информагентство «Новая власть» со ссылкой на таможенную статистику Украины, объемы внешней торговли страны в 2013 году составляли $ 140,3 млрд, а к 2019 году сократились до $ 110,5 млрд.

Если же говорить о внутреннем состоянии самой украинской экономики, то здесь наблюдается не просто сокращение, а настоящая катастрофа.

Поскольку СА изначально предполагало, что украинские товары не должны составлять конкуренцию европейским, в Незалежной все постмайданные годы активно проводилась деиндустриализация. В результате Украина теперь не в состоянии производить высокотехнологическую продукцию, превращаясь в сырьевой придаток ЕС.

Но даже на таком фоне Брюссель продолжает проводить в отношении Киева протекционистскую экономическую политику, сохраняя жесткое квотирование всего украинского импорта в ЕС.

В результате даже те товары, которые украинские предприятия еще способны производить не могут экспортироваться в ЕС. В то же самое время украинский рынок полностью открыт для товаров из ЕС. Такая ситуация продолжает опускать украинскую экономику на дно.

Единственным сомнительным «плюсом» СА для Киева является, пожалуй, то обстоятельство, что его можно использовать для политических спекуляций.

Ранее EADaily сообщало, что этим накануне воспользовался одиозный украинский посол в Германии Андрей Мельник. Он пожаловался на то, что Берлин не проконсультировался с Украиной в процессе обсуждения проекта «Северный поток — 2», назвав это нарушением обязательств по Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

Напомним, что Украина в 2014 году подписала соглашение об ассоциации с ЕС, которое предусматривает создание зоны свободной торговли. В 2016 году соглашение начало действовать в полную силу, в том числе на Украине открылся рынок ЕС.

Помимо зоны свободной торговли, соглашение подразумевает сотрудничество в сферах обороны, предотвращения конфликтов, налогообложения, госфинансов, борьбы с терроризмом, миграции и пограничного контроля.