Внешний долг что это такое

Внутренний и внешний долги США

Содержание

Внешний долг США

Внешний долг США номинирован преимущественно в собственной валюте — долларах США. Этот долг тождествен долларовым сбережениям иностранного сектора; темпы его роста отражают стремление иностранцев делать сбережения в долларах США.

Внешний долг США на 1989 год 2,7 трлн долларов, в 2001 — 5,7 трлн. долларов [1] .

По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении, но меньше долга целого ряда стран по отношению к размеру экономики (ВВП).

Основная часть этого долга обеспечена ценными бумагами. На июнь 2008-го года стоимость ценных бумаг США в руках у иностранцев составляла $10,3 трлн, как в государственных облигациях США ($3,6 трлн), так и корпоративных акциях ($3 трлн) и облигациях ($2,8 трлн).

Для сравнения, в декабре 2007-го года американцы владели иностранными ценными бумагами на $7,2 трлн. [2]

Основными источниками внешнего долга являются:

  • Долги частного сектора
  • Дефицит государственного бюджета
  • Отрицательное сальдо торгового баланса США (с 1985 года объём импорта превышает объём экспорта).
  • Процентные начисления на ранее выданные средства

Долг федерального правительства США

Долги правительства США имеют оценку кредитоспособности (АА- по классификации Standard & Poors), поскольку номинированы в собственной валюте — долларах США и по этой причине не имеют кредитного риска (Федеральная резервная система (ФРС) США обладает эксклюзивным правом на эмиссию долларов и всегда может формально рассчитаться с кредиторами по любому долгу, номинированному в собственной валюте).

Долг федерального правительства США тождествен долларовым сбережениям внутреннего и внешнего частного сектора. Темпы его роста или снижения отражают изменение потребностей частного сектора делать сбережения в долларах.

На 1 января 2012 года долг федерального правительства составляет $15,2 трлн, превысив 100 процентов от американского ВВП. Примерно 60 % этого долга находится на руках у инвесторов, в виде государственных облигаций. Остальные 40 % являются внутриправительственным долгом (в значительной мере они держатся фондом социального страхования).

Примерно четверть госдолга ($3,6 трлн) находится на руках иностранцев, главным образом центральных банков других стран. Основными иностранными держателями госдолга США являются Япония ($769 млрд) и Китай ($755 млрд на март 2010-го) [3] . Россия занимает восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США. На 1 июля 2009 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 118.0 млрд долларов, или 3,8 % [4] .

Госдолг США вырос на $470 млрд в 2007-м году и (оценочно) на $1017 млрд в 2008-м.

В настоящее время [когда?] бюджет федерального правительства США имеет дефицит.

Кредиторы

Кредиторов можно разделить по институциональному признаку:

  • Банки (потребительские кредиты и ценные бумаги)
  • Инвестиционные фонды (ценные бумаги, долгосрочные займы)
  • Государства, а точнее центробанки (облигации, высоконадежные ценные бумаги, валютные резервы в долларах)
  • Компании, осуществляющие прямые целевые инвестиции путем покупки активов или акций компаний США

Основными странами-кредиторами являются Китай и Япония. (Согласно отчету казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций.)

Япония за счет активного развития экономики в период после Второй мировой войны накопила значительные финансовые средства, которые предоставляет под очень низкий процент (около 0 %). Это позволяет осуществлять заимствования «Carry trade» (кредит берётся в иенах, конвертируется и выдается в долларах, что позволяет заработать на разнице процентных ставок).

Китай за счет более чем двукратного превышения объёма экспорта над объёмом импорта в торговом балансе с США (около 233 млрд долл. в 2006 году) получает большой объём долларовых платежей, который накапливает в золото-валютных резервах (ЗВР).

Поскольку большая часть поступивших в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится в казначейские облигации США это приводит к значительному росту ЗВР Китая (+43 %, до 1,5 трлн долл. за 2007 год) и Японии.

Однако в последнее время, из-за напряженности в политической обстановке, возникшей между США и Китаем, последний, для диверсификации своих валютных вкладов в декабре 2009 г. продал пакет государственных казначейских облигаций США на сумму 34,2 млрд долл. В результате ведущим держателем американских долговых расписок стала Япония [3] Официальная информация по внешнему долгу, его увеличения или уменьшения, вывешивается раз в один-два дня здесь.

Внутренние долги США

Внутренние долги США тождественны внутренним сбережениям США и отражают размер экономики США — объём экономических взаимосвязей между её субъектами.

Общая задолженность американских домохозяйств составляет более $13 трлн [5] . Потребительские долги (в основном кредитные карточки и автомобильные ссуды) домохозяйств США составили на июнь 2009-го $2500 млрд. Ипотечные долги немного превышали $11 трлн в конце 2008-го [6] .

Для сравнения, богатство-нетто (имущество минус долги) американских домохозяйств превышает $50 трлн, хоть и сильно упало в результате финансового кризиса [7] .

Управление федеральным долгом США

К исходу фискального 2007 года (30-е сентября) долг превысил 9 трлн долл. или 65,5 % ВВП. Предельный размер федерального долга США утверждается Конгрессом. Такой закон был принят в 1917 году. С тех пор размер максимального долга увеличивался довольно регулярно через изменение закона. В марте 2006 года он был увеличен до 9 трлн долл. Тогда Сенат США одобрил инициативу минфина об увеличении лимита государственных займов с $8,2 трлн почти до $9 трлн. В сентябре 2007 года планка максимального долга была сдвинута ещё на 850 млрд долларов (до 9,815 трлн долларов).

Объём всех долгов США

Структура долгов США (осень 2011):

  • Долговые обязательства частного сектора — $3,7 трлн.
  • Государственный долг — $15,7 трлн.

По состоянию на зиму 2011 года объём всех долгов США составляет — $56,4 трлн.

Счётчик долга

Компанией «Durst Organization» в центре Нью-Йорка в 1989 году на в. сеобщее обозрение был вывешен счетчик национального долга США.

В 2008 году его «зашкалило» и он некоторое время не работал, поскольку там не оказалось места для чисел более чем с двенадцатью знаками. [8]

Внешний государственный долг Украины

Внешний государственный долг представляет собой задолженность государства по привлеченным из-за рубежа средствам в виде займов и кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций, выплачиваемым процентам по ним, а также средствам, полученным путем размещения на международных рынках государственных ценных бумаг. Государственный внешний долг является частью валового внешнего долга страны.

Внешний государственный и гарантированный государством долг Украины в 2021 г. (млн. долл. США)

сово­купный долг государ­ственный долг гаранти­рованный долг
на 31.12.2020 53 720,8 2300.3 4.47% 44 510,7 5.25% 9 210,1 0.87%
на 31.01.2021 53 436,2 -284.6 -0.53% 44 307,3 -0.46% 9 128,9 -0.88%
на 28.02.2021 53 313,6 -122.6 -0.23% 44 323,1 0.04% 8 990,5 -1.52%
на 31.03.2021 51 989,8 -1323.8 -2.48% 43 426,5 -2.02% 8 563,3 -4.75%
на 30.04.2021 53 782,7 1792.8 3.45% 45 115,2 3.89% 8 667,4 1.22%
на 31.05.2021 53 897,5 114.8 0.21% 45 189,5 0.16% 8 708,0 0.47%
на 30.06.2021 54 337,5 440.0 0.82% 45 026,9 -0.36% 9 310,5 6.92%
на 31.07.2021 54 767,1 429.6 0.79% 45 524,6 1.11% 9 242,5 -0.73%
на 31.08.2021 54 488,6 -278.5 -0.51% 45 406,2 -0.26% 9 082,4 -1.73%
на 30.09.2021 53 184,6 -1304.0 -2.39% 44 471,0 -2.06% 8 713,6 -4.06%
Читайте также  Что такое тмц на складе

  • См. также: https://mof.gov.ua

Приведем также данные по внешнему государственному и гарантированному государством долгу Украины, начиная с 2012 года (по годам).

Внешний государственный и гарантированный государством долг Украины с 2012 по 2021 гг. (млн. долл. США)

сово­купный долг государ­ственный долг гаранти­рованный долг
на 31.12.2011 37 474,5 24 507,1 12 967,5
на 31.12.2012 38 658,8 1184.3 3.16% 26 137,7 6.65% 12 521,1 -3.44%
на 31.12.2013 37 536,0 -1122.8 -2.90% 27 901,4 6.75% 9 634,6 -23.05%
на 31.12.2014 38 792,2 1256.2 3.35% 30 809,1 10.42% 7 983,1 -17.14%
на 31.12.2015 43 445,4 4653.2 12.00% 34 427,0 11.74% 9 018,5 12.97%
на 31.12.2016 45 604,6 2159.2 4.97% 36 048,3 4.71% 9 556,3 5.96%
на 31.12.2017 48 989,4 3384.7 7.42% 38 490,1 6.77% 10 499,3 9.87%
на 31.12.2018 50 462,5 1473.1 3.01% 39 706,6 3.16% 10 755,8 2.44%
на 31.12.2019 48 940,8 -1521.7 -3.02% 39 342,5 -0.92% 9 598,3 -10.76%
на 31.12.2020 53 720,8 4780.0 9.77% 44 510,7 13.14% 9 210,1 -4.04%
на 30.09.2021 53 184,6 -536.2 -1.00% 44 471,0 -0.09% 8 713,6 -5.39%

В совокупность внешних долговых обязательств государства включается также гарантированный государством долг, возникающий в результате принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц, либо принятые на себя государством обязательства третьих лиц, которые являются обязательствами резидентов данной экономики перед нерезидентами.

На 30 июня 2021 внешний государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 43,4% от валового внешнего долга страны.

Динамика внешнего государственного долга и валового внешного долга (ВВД) Украины с 2009 по 2021 гг. (млн. долл. США)

Внешний государственный долг Валовой долг (ВВД) госдолг / ВВД
на 31.12.2009 26 519 103 396 25.6%
на 31.12.2010 34 760 8241 31.1% 117 343 13947 13.5% 29.6%
на 31.12.2011 37 475 2715 7.8% 126 236 8893 7.6% 29.7%
на 31.12.2012 38 659 1184 3.2% 135 065 8829 7.0% 28.6%
на 31.12.2013 37 536 -1123 -2.9% 142 079 7014 5.2% 26.4%
на 31.12.2014 38 792 1256 3.3% 126 308 -15771 -11.1% 30.7%
на 31.12.2015 43 445 4653 12.0% 118 729 -7579 -6.0% 36.6%
на 31.12.2016 45 605 2159 5.0% 113 518 -5211 -4.4% 40.2%
на 31.12.2017 48 989 3385 7.4% 116 578 3060 2.7% 42.0%
на 31.12.2018 50 462 1473 3.0% 114 710 -1868 -1.6% 44.0%
на 31.12.2019 48 941 -1522 -3.0% 121 739 7029 6.1% 40.2%
на 31.12.2020 53 721 4780 9.8% 125 690 3951 3.2% 42.7%
на 30.09.2021 53 185 -536 -1.0%

Сравнение внешнего государственного долга Украины и ее золотовалютных резервов дает и вовсе печальную картину. Внешний госдолг в последние годы хронически опережает валютные резервы Украины, и на 30 сентября 2021 он перекрывался ими лишь на 54,0%.

Достичь потолка: чем грозит США огромный внешний долг?

На фоне острых дебатов в Конгрессе о повышении потолка госдолга «Голос Америки» обсудил с экспертами возможные риски от заимствований в таком масштабе.

Полтора триллиона долларов — это прогнозируемый дефицит бюджета США в 2022 году. Все, что не собрали в виде налогов, сборов и доходов от торговли в итоге покроют продажи государственных ценных бумаг, выпущенных Министерством финансов США. Именно так работает система аккумуляции суверенного долга, из года в год увеличивая сумму задолженности.

Достичь потолка: чем грозит США огромный внешний долг?
  • Поделись на Facebook
  • Поделись в Twitter

No media source currently available

  • 240p | 10,8MB
  • 360p | 16,2MB
  • 480p | 25,4MB
  • 720p | 72,9MB
  • 810p | 55,3MB

Впрочем, говорит Нейл Бьюкенан (Neil Buchanan) из Университета Флориды, цифры кажутся огромными лишь на первый взгляд:

«В США очень большая экономика. Суть в том, что по мере того, как экономика растет, причем не только экономика США, но, по сути, и экономика любой крупной европейской страны — накапливается и долг, примерно в таком же процентном соотношении, как и у экономики Соединённых Штатов».

Заимствования помогают правительствам выполнять обязательства в периоды рецессии и кризисов. После Второй мировой войны, например, государственный долг США составлял 120 процентов ВВП. Впрочем, на протяжении последующих пятидесяти лет этот показатель упал более, чем в два раза. Резкий рост долга возобновился с начала двухтысячных.

«Произошли два ключевых кризиса, — объясняет Стивен Прессман (Steven Pressman) из университета Монмут, — Сперва — финансовый 2008 года, когда экономика падала и государство было вынуждено принимать меры: выделять средства, снижать налоги. Это же произошло в 2020 из-за пандемии коронавируса. В марте 2020-го безработица достигла показателей, сравнимых с уровнем Великой Депрессии. Правительство не могло получить деньги от налогов, поскольку у людей не было доходов. Но им нужно было выживать и предоставить людям помощь было гуманно. Как следствие, мы вновь оказались на уровне госдолга в примерно 120 процентов ВВП».

Согласно исследованию Всемирного Банка, соотношение госдолга и ВВП на уроне 70 процентов — это уже предвестник снижения экономического роста в будущем. Однако единого мнения среди экспертов нет, говорит научный сотрудник Центра Меркатус при университете Джорджа Мэйсона Кристофер Руссо (Christopher Russo).

«Экономисты спорят о том, каким должно быть соотношение. Я не стал бы слишком беспокоиться по поводу преодоления США отметки в сто процентов ВВП. По всему миру среди инвесторов мы видим большой спрос на наши ценные бумаги. Мне не хотелось бы вводить людей в заблуждение, что если долг составил более 100 процентов ВВП, то все рухнет — очень вероятно, что как раз нет. Но наш долг действительно растет очень высокими темпами на протяжении последних двух десятилетий».

При этом рынок ценных бумаг, впускаемых Госказначейством США остается едва ли не самыми надежным в мире вложением для инвесторов. По словам Бьюкенана, они готовы терять средства, но быть кредиторами американского правительства.

«В данный момент с корректировкой на инфляцию ставки на госдолг США — отрицательные. Это значит, что если я иностранный инвестор, покупающий бонды, то фактически, представляя заём правительству США, я получу обратно меньшую сумму», — рассказал Бьюкенан.

Подобная динамика оставляет открытым вопрос о лимите займов, которые может позволить себе американское правительство. Но эксперты отмечают: в долгосрочной перспективе нынешняя модель не может быть устойчивой. К тому же, у правительства есть инструменты, позволяющие исправить ситуацию.

«Первое — это бюджетная реформа. Экономика США большая, динамичная и способна генерировать доходы. Поэтому нам нужен бюджетный процесс, который предусматривает необходимые траты, но также обеспечивает их поступлениями от налогов. Второе — это общий рост экономики, который повлияет на соотношение ВВП и госдолга», — говорит Кристофер Руссо.

Размер государственного долга ныне предмет острых споров на Капитолийском холме. По Конституции именно Конгресс формально определяет потолок государственного долга, раз в несколько лет запуская сложный переговорный процесс между демократами и республиканцами о том, сколько именно может занять правительство. Эксперты, впрочем, отмечают — эти споры проблему не решают.

Читайте также  Что является транспортным средством

«Примерно к концу октября мы окажемся в ситуации, когда нам придется жить на остатки. Счета правительства опустеют, нужно будет проводить платежи, но возможности занять денег не будет. В таком случае нас действительно ждут проблемы», — говорит Прессман.

По его словам, подобный сценарий может привести к утрате доверия к доллару и стабильности экономики США. Впрочем, у Конгресса еще есть время не допустить подобного развития событий. Тем временем, многие экономисты рекомендуют, если не вовсе отказаться от процедуры повышения потолка госдолга, то по крайней мере вернуться к ее временной остановке, которая действовала при президенте Трампе.

Дарья Диегуц

Журналист-международник. Фокус — США, Украина, Россия. Работала на украинских телеканалах и в вашингтонском бюро RTVi. С 2017 — на «Голосе Америки»

И по чуть-чуть: внешний долг России достиг $471,4 млрд

За полгода внешний долг России вырос на $4 млрд и составляет теперь $471,4 млрд. Критична ли для России такая долговая нагрузка, насколько устойчив и безопасен уровень долга, сможет ли страна погасить долги и есть ли смысл занимать еще больше — выясняли «Известия».

Почему вырос долг

Внешний долг России по итогам первого полугодия вырос на $4 млрд, или 0,9%, — таковы данные ЦБ. Общий размер внешнего долга страны достиг $471,4 млрд.

Как пояснил регулятор, на динамику показателя «повлиял рост иностранной задолженности банковской системы, в то время как внешний долг органов государственного управления и прочих секторов сократился на фоне снижения интереса глобальных инвесторов к финансовым инструментам, эмитированным странами с формирующимися рынками».

Внешний долг — это размер общей задолженности государства и его резидентов (предприятий, организаций, банков, прочих субъектов хозяйствования) перед зарубежными кредиторами-нерезидентами

Наличие внешнего долга — не признак экономических проблем в стране. Более того, недостаточные заимствования ограничивают развитие экономики. Это позитивно в плане предсказуемости государственного бюджета, но несет в себе проблемы в виде слабого развития фондового рынка, нехватки ликвидных активов для банков, страховых компаний и частных пенсионных фондов.

Уровень внешнего долга РФ (включая правительство и негосударственных заемщиков) остается низким как в абсолютном выражении (менее валютных резервов страны, даже за вычетом золота), так и в сравнении с другими крупными экономиками. Уровень общего внешнего долга менее 30% ВВП — это лучший показатель для стран с такими же кредитными рейтингами (BBB), добавляет Сергей Волобоев, стратег долговых рынков ITI Capital. Среди стран с переходной экономикой этот показатель существенно лучше только у Китая.

А если сравнить величину долга с общим объемом годового экспорта товаров и услуг за год, этот показатель у России тоже весьма низкий — 110%.

Сколько должно государство

Внешний долг состоит из государственного и частного. Суверенный долг РФ составляет $62,6 млрд — это самый низкий показатель суверенного долга в Европе. А с начала года он сократился почти на $3 млрд. Эта часть долга абсолютна устойчива и безопасна, а у самой России — надежная репутация на мировом долговом рынке. Даже в худшие времена страна всегда выполняла свои долговые обязательства, поясняет Ирина Айдрус, руководитель программы «Международные финансы» Института мировой экономики и бизнеса РУДН.

Сомнений в способности обслуживать долг не возникает, если учесть солидные международные резервы РФ — почти $590,7 млрд. Это на 25% выше, чем внешний долг, то есть с лихвой покрывает весь объем внешних заимствований.

Что касается отношения госдолга России к ВВП, то оно не превышает пороговых значений. Более того, этот показатель — один из самых низких в мире.

«В 2020 году по отношению к ВВП он находится на вполне безопасном уровне (17,8%). Для сравнения, в Великобритании и Франции в 2020 году уровень госдолга к ВВП перевалил за 100% от ВВП — с 80 до 100,5% и с 98 до 116% соответственно. Япония же, вторая по объему государственной задолженности страны в мире после США, характеризуется самым высоким показателем отношения долга к ВВП — 240%», — указывает Ирина Айдрус.

А в 2021–2022 годах, по прогнозу международного рейтингового агентства Fitch, соотношение государственного долга России к ВВП стабилизируется на уровне 21%.

Такой низкий госдолг обеспечивает российской экономике стабильность даже в трудные времена в условиях антироссийских санкций и ослабления национальной валюты, как, например, в 2014-м, 2018-м и 2020 году. В нормальной ситуации он мог бы показаться даже слишком низким, но не в условиях пандемического кризиса. Текущий уровень долга позволяет России быть более гибкой в вопросе привлечения средств и снижает риски для инвесторов, вкладывающих средства в российские долговые бумаги.

Сколько должны частные заемщики

Иное дело — частная задолженность, которая может вызывать опасения, составляя $411,4 млрд. Еще в начале года она составляла порядка $390 млрд. Основной вклад в ее прирост внесли банки, активно наращивавшие внешние долги.

Как отмечает Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ, основной причиной его возникновения являлся и является низкий уровень развития банковской системы, отсутствие традиций и четких механизмов кредитования корпораций «длинными» деньгами частных и государственных пенсионных фондов или страховых компаний, как это происходит в Европе или США. А прирост этого долга обусловлен ростом процентов по основным долговым обязательствам.

Впрочем, по мнению Евгения Миронюка, аналитика «Фридом Финанс», опасаться увеличения долга корпоративного сектора пока нет оснований: ЦБ отмечает рост прибылей и устойчивости банковского сектора.

Какую роль играют санкции

В апреле президент США Джо Байден подписал указ о введении новых санкций. Американским компаниям запретили напрямую приобретать российские долговые обязательства, выпущенные ЦБ, ФНБ или Минфином России. Уже тогда в Минфине констатировали: этот шаг невыгоден прежде всего американской cтороне.

На возможности России занимать на внешних рынках это отразилось, но не критично. Ограничения коснулись только первичных размещений облигаций федерального займа (ОФЗ) — то есть покупки бумаг непосредственно у Минфина. Однако ничто не мешает инвесторам приобретать российские долговые бумаги на вторичном рынке.

По мнению Волобоева, потребностей занимать больше в валюте с точки зрения устойчивости как внешнего, так и общего долга страны по-прежнему нет, если внутренние заимствования будут и дальше покрывать потребности в чистом финансировании правительства. Но если потребуется занять больше, запас для увеличения долговых обязательств более чем достаточен.

Внешний и внутренний государственный долг

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие государственного долга

Пожалуй, будет довольно трудно найти страну, которая не прибегала бы к привлечению средств из внешних или внутренних источников финансирования. В целом, кредит нельзя считать каким-то «абсолютным злом», поскольку рационально использованные кредиты и займы могут в значительной мере ускорять экономическое развитие, делать более эффективным и динамичным процесс расширенного воспроизводства, решать многие социальные и экономические проблемы и т. д.

Читайте также  Что нужно для ипотеки молодой семье

В то же время, значительный государственный долг — это тяжелое бремя, которое может осложнять нормальное функционирование экономической системы. Рост госдолга уменьшает запас капитала в экономической системе (так как, например, обладатель сбережений, вместо того, чтобы инвестировать средства в экономику через покупку акций различных компаний или кредитования расширенного воспроизводства, покупает государственные облигации, финансируя тем самым государство и его нужды).

Государственным долг – это все непогашенные долговые обязательства государства (в то числе: процентные платежи, по отношению к институтам и частным лицам, негосударственному сектору, а также к иностранным государствам).

Госдолг, в зависимости от места происхождения кредитных ресурсов, можно подразделить на:

  • внутренний (государственная задолженность фирмам, учреждениям, гражданам данной страны)
  • внешний (задолженность нерезидентам).

Текущий и капитальный государственный долг

Государственный долг также классифицируется на текущий и капитальный.

Капитальный государственный долг собой представляет сумму выпущенных и непогашенных государственных долговых обязательств (в том числе и начисленные проценты).

Текущий государственный долг включает выплаты кредиторам по всем государственным долговым обязательствам, а также погашение тех обязательств, срок выплат по которым уже наступил.

Готовые работы на аналогичную тему

Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — это долг зарубежным странам, фирмам и частным лицам.

Внешний долг часто может являться большим бременем для государств (особенно с развивающейся экономикой). Часто, при этом, кредитор (например, Международный валютный фонд) для того чтобы предоставить кредит, требует неукоснительного выполнения самых различных условий (вплоть до изменений в законодательстве, проведения структурных реформ, повышения пенсионного возраста и т. д.).

Проблема внешнего долга во многом зависит от его структуры, актуальности к погашению, от развития и конкурентоспособности экономики, наличия золотовалютных резервов и т. д.

Внешний долг страны — это само по себе явление весьма распространенное. Говоря о внешнем долге, его обычно сравнивают с объемом валового внутреннего продукта страны (то есть, его величину озвучивают чаще всего не в абсолютных, а в относительных цифрах). Для развитых стран критический уровень внешней долга составляет свыше 60 % от ВВП.

Основные инструменты внешнего заимствования:

  • выпуск государственных облигаций
  • прямые займы у международных финансовых институтов (Международный валютны фонд, Всемирный банк и т. д.)

Внутренний государственный долг

Внутренний долг представляет собой долг государства фирмам и населению страны.

Долговые обязательства могут обладать следующей формой:

  • государственных займов, осуществленных через выпуск ценных бумаг
  • кредитов, полученных государством
  • иных долговых обязательств.

Долговые обязательства могут быть:

  • краткосрочными (до 1 г.)
  • среднесрочными (1-5 лет)
  • долгосрочными (более 5 лет).

Основные долговые обязательства государства, обеспеченные Правительством Российской Федерации, включают следующее:

  • государственные долгосрочные облигации
  • государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • облигации внутреннего государственного валютного займа
  • облигации государственного сберегательного займа
  • казначейские векселя и обязательства.