Что такое встречная проверка

Встречная налоговая проверка

Встречная проверка – истребование налоговой инспекцией документов или информации, которые касаются:

деятельности проверяемого налогоплательщика. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией (например, у госорганов) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

любой сделки, заинтересовавшей налоговиков. Такие документы и информация могут быть истребованы не только у сторон этой сделки, но и у любых других лиц, располагающих этими документами или информацией. Например, документы и информация об исполнении договора поставки могут быть истребованы у перевозчика, который доставлял товар от поставщика к покупателю (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Встречная проверка является одной из основных процедур и мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль – это контроль, осуществляемый налоговыми органами за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Цель встречной проверки

Целями встречной проверки, осуществляемой налоговой инспекцией, являются:

проверка фактического существования контрагента, взаимодействующего с налогоплательщиком по сделкам, которые заинтересовали налоговые органы;

проверка фактического осуществления операций, отраженных в учете налогоплательщика;

осуществление сверки данных о финансово-хозяйственных операциях, осуществленных между проверяемой организацией и контрагентом организации.

В случае выявления расхождений между данными контрагента и налогоплательщика эти данные исследуются налоговыми инспекторами на предмет того, повлияли ли эти отклонения на правильность формирования налоговой базы или нет.

Если будет выявлено, что произошло уменьшение налоговой базы, то полученные данные фиксируются в акте проверки.

При этом полученные документы по проверке подшиваются к акту проверки и впоследствии служат доказательством вины проверяемой организации в совершении нарушения налогового законодательства.

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов)

Есть два основания для обращения к компании за информацией или документами относительно деятельности третьих лиц (ее контрагентов):

Во-первых, согласно пункта 1 статьи 9 НК РФ можно истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности контрагента, но только в том случае, если проводится его проверка (или дополнительные мероприятия налогового контроля);

Во-вторых, согласно пункта 2 статьи 9 НК РФ можно потребовать информацию по конкретной сделке, касающейся деятельности контрагента, если она необходима вне рамок проверки.

При этом в первом случае, то есть в рамках проводимой у контрагента проверки, налоговые органы могут истребовать любые документы, указав их в требовании.

Здесь есть один нюанс – запрашиваемые документы должны касаться отношений с проверяемой организацией.

Так, например, нельзя запрашивать документы внутреннего учета (карточки бухгалтерских счетов, книги продаж, договоры с субподрядчиками и т. п. документы).

Во втором случае, когда в отношении контрагента проверок не проводится (вне рамок проверки), инспекторы имеют право только на получение информации и лишь относительно конкретной сделки. В этой ситуации никакие документы не могут быть затребованы.

Причем такую информацию можно затребовать исключительно у участников этой сделки либо иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Процедура запроса

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ при проведении налоговых проверках право затребовать документы есть у того налогового органа, который проводит такую проверку.

То есть именно этот налоговый орган имеет право направлять поручение в налоговую инспекцию, где состоит на учете та организация, у которой есть в наличии необходимая информация о деятельности проверяемой компании.

Такие и другие правила в отношении проводимых налоговых проверок закреплены статьей 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Процедура встречной проверки согласно указанным нормам заключается в следующем:

Вначале проверяющая налоговая инспекция направляет поручение в налоговый орган по месту постановки на учет организации, у которой есть необходимые сведения о проверяемой фирме. При этом поручение должно быть оформлено в письменном виде и должно содержать просьбу о предоставлении документов либо информации (возможно, и того и другого) у этой организации.

Местной налоговой инспекции дается время – 5 рабочих дней – для того, чтобы оформить и направить требование уже контрагенту проверяемой организации. К этому требованию, в котором указан перечень затребованных документов и информации, должна быть обязательно приложена копия исходного поручения, полученного от проверяющей налоговой инспекции.

Контрагенту, в свою очередь, также дается 5 рабочих дней на то, чтобы ответить местному налоговому органу. В этот срок контрагент должен либо представить все запрошенные документы, либо сообщить об отсутствии запрашиваемых документов.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

совершение налогового правонарушения впервые;

незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Что такое встречная проверка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В отношении контрагента в 2020 году проводится выездная налоговая проверка за 2016 год.
Может ли налоговый орган в рамках встречной проверки истребовать у налогоплательщика документы по данному контрагенту за пределами трехлетней давности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации действия налогового органа по истребованию в 2020 году у организации документов за 2016 год в рамках встречной проверки являются правомерными.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Существуют следующие виды налоговых проверок: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). Соответственно, истребование документов (информации) по деятельности проверяемого налогоплательщика у иных лиц в соответствии с положениями ст. 93.1 НК РФ может осуществляться налоговыми органами, в частности, при проведении выездных налоговых проверок.
При этом нормы ст. 93.1 НК РФ не устанавливают каких-либо ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (письмо Минфина России от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519).
В постановлении Тринадцатого АСС от 27.01.2020 N 13АП-34312/19 суд также указал, что НК РФ не установлены ограничения по периоду, за который могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки. Если установленные законом сроки хранения истребованных налоговым органом документов не истекли, отказ от их представления неправомерен. Из этого же исходили судьи и в постановлении Седьмого ААС от 06.02.2017 N 07АП-11298/16, придя к выводу о том, что налоговый орган, проводящий проверку контрагента организации, вправе истребовать у организации документы, относящиеся к периоду, превышающему три календарных года, предшествующих году истребования документов. При этом суд указал, что установленное п. 4 ст. 89 НК РФ общее трехлетнее ограничение в отношении периода проведения выездной налоговой проверки*(1) не распространяется на истребование документов в порядке, предусмотренном ст. 93.1 НК РФ. Аналогичный подход представлен и в ряде иных материалов судебной практики (постановления Пятнадцатого ААС от 07.11.2018 N 15АП-16143/18, Второго ААС от 05.03.2018 N 02АП-410/18, Семнадцатого ААС от 03.11.2017 N 17АП-14994/17, Четвертого ААС от 05.10.2017 N 04АП-5148/17, АС Западно-Сибирского округа от 27.06.2017 N Ф04-1440/17, Двенадцатого ААС от 30.06.2017 N 12АП-6382/17).
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации действия налогового органа по истребованию в 2020 году у организации документов за 2016 год в рамках встречной проверки являются правомерными. Организация обязана исполнить соответствующее требование в течение пяти дней со дня его получения или в тот же срок уведомить налоговый орган о том, что не располагает истребуемыми документами (возможно также продление срока представления документов — п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Отказ лица от представления истребуемых в соответствии со ст. 93.1 НК РФ документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Читайте также  Что такое дебетовый остаток

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Выездная налоговая проверка может проводится и за рамками общего трехлетнего срока, например, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (абзац 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ (пп. 1.3.2), от 29.05.2012 N АС-4-2/8792).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Встречная налоговая проверка: чего ждать от инспекции и как себя вести?

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Из ИФНС пришло требование предоставить по списку документы – накладные, счета-фактуры, платежки, акты сверки и др., – хотя проверка в отношении вашей компании сейчас не ведется? Не удивляйтесь – просто налоговики проводят встречную проверку.

Встречная проверка – это довольно распространенное явление. Она не так страшна, как, к примеру, выездная. Тем не менее, существует ряд подводных камней, зная которые, вы сможете пройти встречную проверку с наименьшими потерями.

Встречная проверка – это одно из мероприятий налогового контроля, в ходе которого ИФНС запрашивает информацию по деятельности проверяемой компании у ее контрагентов.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( ст. 129.1 НК РФ).

Правила безопасности на встречной проверке

Очевидно, что встречная налоговая проверка – это головная боль для бухгалтерии из-за большого объема дополнительной работы (придется подготовить копии всех запрашиваемых документов). Если идет проверка какой-нибудь крупной торговой компании, при заверении копии каждой товарной накладной мало не покажется.

Поэтому, если вы получили «письмо счастья» от налоговой инспекции, советуем не впадать в панику и не спешить отправлять документы для налоговой проверки в ИФНС.

Безоглядно исполняя требования налоговой, велика вероятность самим оказаться в поле зрения инспекторов и спровоцировать проверку в вашей компании (если найдутся расхождения с документами контрагента).

Также, если какие-то документы не удалось найти (или отдавать их в инспекцию не очень хочется), не стоит спешно сочинять ответ на встречную проверку – «объяснительные» письма в налоговую. Написав лишнее, вы можете только спровоцировать повышенный интерес к вашей компании.

Самый верный путь в данной ситуации – проконсультироваться с грамотными налоговыми юристами о том, какие документы для налоговой проверки и в каком объеме предоставлять, какие письменные пояснения давать, а также — можно ли ответить инспекторам отказом (да-да, отказывать инспекции иногда не только можно, но и вполне законно).

К слову, наши налоговые эксперты подобные консультации оказывают бесплатно.

От себя же дам несколько простых советов, которые помогут с наименьшими потерями пережить встречную налоговую проверку.

Во-первых, никогда не отправляйте документы для налоговой проверки без описи – очень важно делать сопроводительные ведомости с перечислением представленных документов.

Во-вторых, не пренебрегайте ответами с банальным «закрытием фраз». То есть, если инспекция пишет: «А также просим предоставить иные документы, связанные…», то в ответном сообщении пишите: «Направляем следующую документацию, которая оформлялась при отношениях с контрагентом . При необходимости предоставления дополнительной информации просим конкретизировать…».

В-третьих, при запросах всяческой аналитики (например, уровня рентабельности по сделкам с контрагентом и т.п.), вы вправе сообщить, что подобная аналитика у вас не ведется, и поэтому не может быть предоставлена.

Срок представления документов по встречной проверке вырос в два раза

С 3 сентября действуют новые правила встречных проверок, касающиеся срока ответа на запрос по конкретной сделке. Теперь ответить на требование ИФНС можно в течение 10 рабочих дней с момента получения требования (см. п. 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Ошибки инспекторов, которые вам на руку

Когда идет встречная проверка документов, прежде чем предоставить все, что просят налоговики, стоит проверить, не допустили ли они ошибок, и в зависимости от этого уже строить свои дальнейшие действия.

Итак, какие ошибки чаще всего совершают налоговые инспекторы.

  • Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования

Кроме него должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налоговой, где зарегистрирован контрагент, если вы состоите на учете в разных ИФНС.

Иногда случается так, что налоговики, проводящие проверку или иные мероприятия в отношении вашего контрагента, пытаются ускорить процесс получения необходимой им информации, и направляют требование сразу вам, т.е. в обход вашей ИФНС. Такое требование вы можете не исполнять, и оштрафовать вас за это не смогут. В письменном отказе вы можете сослаться на то что, нарушен порядок истребования документов, установленный п. 3 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ, поэтому исполнить требование инспекции невозможно.

  • Несовпадение перечней документов в поручении и требовании

Сразу же сверяйте тексты поручения и требования о представлении документов – они далеко не всегда совпадают. Встречная налоговая проверка проводится по инициативе инспекции вашего контрагента, а значит, инспекторы именно той ИФНС решают, какие документы им нужны. Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить (например, если очень хотят заполучить какой-то документ, но законных оснований на это у них нет) и включить в требование те документы, которые нужны лично им.

Инспекторы из вашей налоговой могут схитрить и включить в требование те документы, которые нужны лично им

Если в требовании больше документов, представлять те из них, которых нет в поручении, не надо. В отказе предоставить документы для налоговой проверки напишите, что запрашиваемый документ (например, Договор) не может быть представлен, так как в поручении, на основании которого выставлено требование, данный Договор не указан. И оштрафовать вас за не полное исполнение требования вашей инспекции налоговики не смогут.

Если в поручении, напротив, перечень больше, чем в требовании, представляйте документы, указанные только в требовании. Ведь вы обязаны исполнить именно его. А если инспекторы вашей ИФНС что-то забыли включить в требование в рамках встречной проверки, – это уже их проблема, пусть выставляют новое, на основании которого вы и представите первоначально не запрошенные документы.

Потратив время на сверку перечней, вы обезопасите себя от представления лишних документов.

  • Безосновательное требование документов

В требовании должна быть точно сформулирована причина, по которой запрашиваются документы для налоговой проверки. Когда основанием указано проведение выездной проверки у контрагента – не поленитесь связаться с ним и выяснить, точно ли такая выездная проверка идет. Если он опровергнет данную информацию (решение о проведении проверки не получал, либо она уже закончилась и решение по ней уже вынесено) – вы можете ответить на требование инспекции отказом со ссылкой на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Но здесь все же надо быть осторожными, поскольку на момент поступления требования контрагент может еще не знать, что у него назначена проверка. А может и попросту вас обмануть, например, если в своем учете он отразил ваши с ним взаимоотношения не совсем корректно.

  • Невозможно идентифицировать документы или сделку

Когда документы истребуются на основании проведения проверки у вашего контрагента, в требовании должен быть указан период, за который инспекторы хотят видеть документы или реквизиты этих документов (договоров, первички, счетов-фактур). При этом реквизитом документа необязательно должен быть номер, достаточно указание даты.

Читайте также  Что такое корпоративная карта

Если у вас запрашивают информацию о взаимоотношениях с контрагентом без назначения у него проверки, налоговики должны уточнить, какая конкретно сделка их интересует. Сделкой, в понимании инспектора, может быть как какая-то конкретная операция, например, оплата по счету, так и договор в целом. Однако на практике часто бывает, что инспекторы просто указывают период, за который им нужна информация. В ответ на такое требование можно написать, что выполнить его не можете, так как невозможно определить, по какой именно сделке необходимо представить сведения.

  • Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом

Часто инспекторы, запрашивая информацию о контрагенте, надеются получить сведения, которые к вашим с ним сделкам никакого отношения не имеют. Например, интересуются, откуда у вашей компании появился товар, который вы потом продали контрагенту. Или по каким ценам вы закупали товар у своего поставщика, с кем вели переговоры, какие учредительные документы вам предоставляли и т.п. На все подобные требования можно отвечать отказом, т. к. инспекция не вправе в рамках встречной проверки контрагента требовать данные, которые имеют отношение к партнерам проверяемого контрагента либо касаются исключительно вашей фирмы.

  • Документы не «вписываются» в сроки

При камеральной проверке деклараций вашего контрагента по НДС инспекция может запросить счета-фактуры за период, который превышает проверяемый. Если вам скрывать нечего, вы может пойти навстречу инспекции и предоставить все затребованное. Если же все документы готовить и подавать не хочется, лучше уточнить у контрагента, какие из счетов-фактур относятся к проверяемому периоду, и представить именно их. К документам в данном случае стоит приложить сопроводительное письмо с пояснением, что такие-то документы не могут быть представлены, они не относятся к проверяемому периоду.

  • Требуются документы, которые вами уже представлялись

Инспекция не вправе повторно требовать документы, которые компания ей уже один раз представляла в рамках камеральной или выездной проверки (п. 5 ст. 93 НК РФ). Поэтому если в требовании такие документы все же названы, их можно не представлять. Но при этом в ответ на требование надо письменно сообщить инспекции причину непредставления и приложить подтверждение (например, копию описи).

Важно!
Если требование составлено с нарушением, не игнорируйте его полностью, лучше письменно объясните налоговикам причину своего отказа со ссылкой на соответствующую статью НК РФ.

Последствия встречной проверки

В отличие от камеральных и выездных проверок, по итогам «встречки» никаких документов вам не вручат (за исключением случая, если вы не представили документы либо подали их с опозданием – тогда будет решение о привлечении вашей компании к ответственности). То есть формально встречная проверка никаких серьезных последствий не несет. Между тем на практике последствия возможны, все зависит от обстоятельств и конкретной инспекции.

Во-первых, непредставление документов или информации налоговикам при встречной проверке может испортить взаимоотношения с контрагентом. Ведь отказ представлять документы в рамках встречной проверки, как правило, влечет негативные для него последствия: ему откажут в вычетах НДС и снимут «прибыльные» расходы. И даже если вы просто не предупредили делового партнера о заинтересованности налоговиков, это может не лучшим образом сказаться на ваших дальнейших отношениях.

Во-вторых, если вы получили предписание по встречной проверке, но каких-то документов у Вас не хватает, то уже вашей компании грозит включение в план выездных проверок. ИФНС может применить Концепцию планирования выездных проверок (см. п. 9 раздела 4 Концепции, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ ). Смысл в том, что налоговики таким образом стараются обеспечить получение документов, и если была невыдача – «карают» за непослушание.

Кроме того, по мнению инспекторов, невыдача документов для налоговой проверки может свидетельствовать о беспорядке в документообороте компании, а это всегда надежда на «успешную» проверку.

Инспектор, который запрашивает документы, по качеству ответов организации, объему предоставленных документов и пр. может сделать примерный (не исключено, что ошибочный) вывод о состоянии учета в вашей компании. И это может стать одной из причин для выездной проверки.

Если у вас остались какие-то вопросы либо необходима наша детальная консультация – будем рады пообщаться с вами лично.

Встречные проверки: порядок проведения и последствия

«Российский налоговый курьер», N 7, 2004

При проведении камеральной или выездной налоговой проверки налоговым органам может потребоваться информация о деятельности проверяемого налогоплательщика, связанной с иными лицами (например, его контрагентами). В таком случае может быть проведена их встречная проверка. Как она проходит и чем грозит налогоплательщику и его контрагентам?

Встречная проверка проводится на основании ст.87 Налогового кодекса в рамках камеральной, выездной или повторной выездной налоговой проверки. В частности, встречная проверка может быть одним из тех дополнительных мероприятий налогового контроля, решение о проведении которых принимает руководитель налогового органа либо его заместитель по результатам камеральной или выездной налоговой проверки. Такой порядок установлен п.2 ст.101 Кодекса.

Налоговый кодекс не ограничивает сроков проведения встречной проверки, равно как и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный либо проверяемый налоговый период. Дополнительные мероприятия налогового контроля (в том числе встречная проверка) могут проводиться за пределами двухмесячного срока, который ограничивает проведение выездной налоговой проверки.

Встречная проверка может проводиться независимо от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. Проводить ее может как налоговый орган, где состоит на учете лицо (контрагент), в отношении которого она проводится, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика.

Какие документы могут потребоваться в ходе встречной проверки

Перечень документов, запрашиваемых в рамках встречной проверки, Налоговым кодексом не предусмотрен. К ним могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Цель встречной проверки — выявление фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации этой продукции. В частности, встречная проверка проводится, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимозачетные и иные неденежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, если те продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме, и т.д.

Ответственность за непредставление документов

За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике к лицам, у которых запрашивались документы в рамках встречной проверки, применяются санкции. Организациям грозит налоговая ответственность, а их должностным лицам, а также индивидуальным предпринимателям — административная ответственность.

Предположим, организация не представила налоговому органу требуемые сведения о налогоплательщике или уклоняется от представления соответствующих документов. Данное правонарушение, равно как и представление документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Об этом гласит п.2 ст.126 НК РФ.

К должностным лицам организаций и индивидуальным предпринимателям применяется ответственность, предусмотренная п.1 ст.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Непредставление или отказ от представления, равно как и представление сведений, необходимых для налогового контроля, в неполном объеме или в искаженном виде, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (300 — 500 руб.). Аналогичный штраф налагается и на индивидуальных предпринимателей (ст.2.4 КоАП РФ).

Результаты проверки

Допустим, в ходе встречной проверки контрагента налогоплательщика обнаружилось, что в учете последнего неправильно отражены отдельные финансово-хозяйственные операции, влияющие на формирование налоговой базы. Тогда материалы встречной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной, повторной выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки.

Данные материалы используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика. Обратите внимание: именно проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят (кроме названных выше санкций за непредставление требуемых документов).

В качестве иллюстрации того, как используются материалы встречных проверок, можно привести п.3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 N 71). В нем сказано следующее. При рассмотрении дела о предъявлении требования о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам, числящейся за дочерним предприятием, в суде в качестве доказательств рассматривались материалы встречной проверки. Последняя проводилась налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки предприятия. В ходе проверки была выявлена задолженность по НДС в части неправомерного зачисления на счет управления выручки за товар, отгруженный предприятием (третьим лицом).

Читайте также  В какой негосударственный пенсионный фонд лучше вступить

Другой случай. Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 19.11.2002 по делу N КА-А41/7598-02 отказал в удовлетворении иска о признании недействительным решения налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля — встречной проверки. Удовлетворен встречный иск налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций.

Суд установил, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля вынесено в связи с недостаточностью имеющихся материалов и необходимостью получения дополнительной информации о деятельности налогоплательщика у третьих лиц.

В завершение несколько слов о порядке отражения результатов встречной проверки в акте выездной налоговой проверки. Этот порядок установлен Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60. Документ утвержден Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138.

Согласно п.1.10.2 данной Инструкции вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать, в частности, сведения:

  • о встречных налоговых проверках;
  • о производстве выемки документов и предметов;
  • о проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений;
  • об иных действиях, произведенных в ходе налоговой проверки.

Приложения к акту выездной налоговой проверки включают в себя материалы встречных проверок (в случае их проведения). Об этом сказано в п.1.12 Инструкции.

Акты встречных налоговых проверок прилагаются к акту выездной налоговой проверки. Сведения о проведении встречных проверок отражаются в п.1.7 акта.

Примечание. Когда встречная проверка обязательна

Налоговое законодательство не определяет случаи, когда проведение встречной проверки является обязательным. Однако некоторые такие случаи предусмотрены внутренними документами МНС России.

Так, руководители Управлений МНС России по субъектам РФ обязаны организовать в десятидневный срок оперативное проведение встречных налоговых проверок по запросам налоговых органов. Речь идет о проверках, проводимых налоговыми органами по месту учета налогоплательщиков — поставщиков экспортеров. Цель — организовать работу по проверке реальности требований налогоплательщика по возмещению НДС, уплаченного экспортерами поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве экспортной продукции (работ, услуг). Причем в порядке и сроки, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в п.15 Приказа МНС России от 27.12.2000 N БГ-3-03/461.

Рекомендации по назначению встречной проверки в рамках камеральной и отражения ее результатов в отношении декларации по акцизам на подакцизные товары установлены Приказом МНС России от 28.08.2003 N БГ-3-03/478 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральной налоговой проверки декларации по акцизам на подакцизные товары (по формам N 1, 2, 3)». Цель камеральной проверки — контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов по операциям с подакцизными товарами, признаваемым объектом обложения акцизами согласно ст.182 НК РФ.

Одно из направлений камеральной налоговой проверки — проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм акциза (п.1.4.3 Методических рекомендаций). Показатели налоговых деклараций проверяются с использованием системы контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности. То есть системы, устанавливающей взаимосвязь отдельных показателей декларации по акцизам на подакцизные товары между собой (внутридокументные контрольные соотношения).

По результатам проверки с использованием контрольных соотношений определяются только предварительные данные. Они служат основанием для отбора налогоплательщиков для проведения камеральной налоговой проверки. Речь идет о проверке, которая проводится с истребованием необходимых документов и сведений, и других мероприятиях налогового контроля (встречные проверки, участие свидетелей, экспертиза и т.д.).

Предположим, необходимо подтвердить передачу сырья на переработку. В рамках камеральной налоговой проверки показателей формы N 1 декларации на соответствие нормам законодательства у налогоплательщика могут быть истребованы документы, подтверждающие факт передачи сырья. Кроме того, могут быть проведены встречные проверки (п.3.1.3.1 Методических указаний). А если при производстве одного подакцизного товара используется другой подакцизный товар, имеющий отличную от него единицу измерения налоговой базы? Тогда вся стоимость использованного подакцизного товара, включая акциз, относится на затраты по производству товара.

Проверяя правильность применения налоговых вычетов сумм акцизов по приобретенным подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, необходимо проверить наличие определенных документов. Это расчетные документы и счета-фактуры, предъявленные налогоплательщиком и подтверждающие уплату им соответствующих сумм акциза. Должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную проверку, должно провести анализ представленных документов и при необходимости направить запрос в налоговый орган по месту регистрации поставщика подакцизного товара о проведении встречных проверок (п.3.1.3.2 Методических указаний).

Нельзя отправить по требованию ИФНС только часть документов

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа №А67-9023/2018 от 11.11.2019

Отказывая инспекции в предоставлении части документов в рамках встречной проверки, фирма указала, что прямых отношений с проверяемым юрлицом у нее нет. Однако штраф она все-таки получила, так как инспекция вправе запрашивать документы по цепочке контрагентов, участвующих в конкретной сделке. А в требовании была вся необходимая информация о том, какие документы нужны и в связи с какой сделкой.

Статья 93.1 НК РФ посвящена одной из форм налогового контроля — истребованию документов или сведений о налогоплательщике или определенных сделках у его контрагентов. Как вы знаете, эту процедуру до сих пор бухгалтеры именуют «встречная проверка».

НК РФ о встречной проверке

Пункт 1 статьи 93.1 позволяет налоговикам требовать у партнера контролируемой компании информацию, касающуюся ее деятельности.

В пункте 2 статьи 93.1 НК РФ говорится о том, что инспекция вправе истребовать и получать документы (информацию) относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) о ней.

То есть НК РФ дает право инспекторам затребовать документы у вас – о ваших контрагентах и у ваших контрагентов – о вас.

Истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, которые располагают документами (информацией) об этой сделке, инспекторы могут как в рамках, так и вне рамок налоговых проверок.

Проверяющие могут потребовать любые документы относительно конкретной сделки у любых лиц, обладающих такими сведениями. Даже те, которые касаются конкретного сотрудника фирмы или ИП (например, бумаги с его подписью) (письмо ФНС РФ от 02.08.2018 № ЕД-4-2/14951@).

Порядок запрашивания документов

Инспекция, которая проверяет налогоплательщика, вправе истребовать документы у его контрагента не самостоятельно, а только через тот налоговый орган, в котором этот контрагент состоит на учете. Разумеется, это не касается случая, когда проверяемый и его контрагент зарегистрированы в одной и той же инспекции.

Налоговый орган, проводящий проверку, направляет в налоговый орган по месту учета контрагента специальное поручение об истребовании документов (информации).

Поручение должно содержать:

дату и место составления;

наименования обеих налоговых инспекций;

наименование налогоплательщика, у которого необходимо запросить документацию (фамилия, имя, отчество для физлица); ИНН, КПП, место нахождения (или место жительства);

перечни истребуемых документов и информационных сведений с индивидуализирующими признаками;

данные о сделке, позволяющие ее идентифицировать;

наименование лица, в отношении которого проводится проверка;

наименование контрольной процедуры, в рамках которой возникла потребность в истребовании документов и сведений;

подпись руководителя налогового органа (или его заместителя) с указанием чина;

Инспекция, получившая поручение, в течение 5 рабочих дней обязана направить требование о предоставлении документов (информации) контрагенту проверяемого лица, который состоит у него на учете, приложив к нему копию поручения об истребовании документов, которое она получила сама.

Таким образом, в поручении указывают, при проведении какого мероприятия возникла необходимость в представлении документов. А при истребовании информации относительно конкретной сделки указывают также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). Это может быть информация о сторонах сделки, ее предмете и об условиях совершения.

Это отражено и в форме требования о предоставлении документов (информации). Новая форма утверждена не так давно Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, до нее действовала форма, утвержденная Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Суть спора

Общество получило требование о предоставлении документов, касающихся деятельности «контрагента его контрагента», в связи с камеральной проверкой второго. Были заявлены бумаги по конкретному списку, но фирма представила только реестры счетов-фактур и платежных поручений — и никакой первички.

Инспекция сочла, что ее требование исполнено не было, и фирму оштрафовали на 5000 рублей по пункту 2 статьи 126 НК РФ.

После неудачи при досудебном обжаловании в УФНС фирма обратилась в суд.

Было установлено, что за конкретный период у фирмы были запрошены конкретные бумаги: платежное поручение, товарно-транспортные накладные, акт приема-передачи работ (услуг), счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 03, 08, 09, 19, 41, 45, 60, 62, 68, 76, 91, договор, справка о стоимости выполненных работ и затрат к счетам-фактурам.

В ответ на это требование фирма представила только реестры счетов-фактур и платежных поручений. В письме с отказом выполнять требование фирма указала, что инспекция не обосновала необходимость их предоставления, а требование не соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1 НК РФ.

Суды же не нашли в действиях инспекции никаких нарушений. Требование содержит всю необходимую информацию и полностью соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ, а также приказу ФНС России об утверждении формы требования от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (он утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@, который утвердил новую форму).

Из содержания требования о предоставлении документов (информации) следует, что у фирмы запрошены конкретные документы, касающиеся деятельности ее контрагента и информация применительно к конкретной сделке, в которой он (контрагент) участвует. Информация нужна в рамках камеральной проверки одного из участников этой сделки, который не взаимодействует напрямую с нашей фирмой, но цепочка взаимоотношений просматривается вполне отчетливо.

Таким образом, инспекция выполнила оба ключевых требования статьи 93.1 НК РФ:

запросила документы и информацию в рамках конкретной сделки;

запрос направлен участнику этой сделки, располагающему документами (информацией) о ней.

Суд указал, что НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по «цепочке» сделок, связанных с первичной сделкой, то есть у контрагентов второго и последующего звена. А значит, штраф фирме выставлен на законном основании — придется платить.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.