Что такое протекционистская политика

Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Протекционизм — естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой — может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:

1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Так, в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.

3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:

1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений. В нынешней ситуации представляется нецелесообразным усиление протекционистской политики в Беларуси.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров в подтверждение данного факта. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута – Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию. Аналогичная ситуация происходила в конце 90-х годов в период Азиатского кризиса, когда пострадавшие страны подняли ставки таможенных пошлин, а в свою очередь развитые страны ответили введением антидемпинговых пошлин, что крайне негативно сказалось на экономическом положении Азиатских стран.

Силицкая И.К.. Белорусский национальный технический университет

ПРОТЕКЦИОНИЗМ

Словарь финансовых терминов .

Финансовый словарь Финам .

  • ПРОСТУПОК
  • ПРОТЕСТ

Полезное

Смотреть что такое «ПРОТЕКЦИОНИЗМ» в других словарях:

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

Протекционизм — (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

Читайте также  Сколько стоит грамм серебра в ломбарде – пробы и цена

протекционизм — (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — 1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

протекционизм — а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Протекционизм — (protectionism) Государственная политика, предполагающая применение импортных пошлин, квот и других ограничений с целью ограждения национальных предпринимателей от иностранной конкуренции. Прежде чем прибегнуть к такой политике, правительствам… … Словарь бизнес-терминов

протекционизм — покровительство. Ant. препятствование Словарь русских синонимов. протекционизм сущ., кол во синонимов: 1 • сверхпротекционизм (1) … Словарь синонимов

Протекционизм — – государственная политика, направленная на поддержание внутренних товаропроизводителей путем ограничения импорта. Существует несколько вариантов проведения протекционистской политики. Во первых, это введение импортных пошлин на товары и услуги.… … Банковская энциклопедия

ПРОТЕКЦИОНИЗМ — экономическая и правовая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта … Юридический словарь

Почему протекционизм популярен в России, но не в Германии

Пока страна экспортирует сырье, ей свободная торговля особо не нужна. Но тому, кто хочет продавать за рубеж аграрную и промышленную продукцию, приходится открывать и свой рынок.

Участницы молодежной акции «Ешь российское» в одном из московских супермаркетов

«Будем тянуть как можно дольше», — пообещал недавно Владимир Путин участникам «Форума действий» Общероссийского народного фронта в ответ на просьбу ни в коем случае не отменять продовольственное эмбарго. И признался, что на самом деле это вовсе не контрсанкции, а сознательная мера по защите внутреннего рынка.

Мы, пояснил президент России, просто воспользовались западными санкциями и «в ответ ввели ограничения на поставку сельхозпродукции на наш рынок, создав тем самым условия для производства сельхозпродукции внутри страны». Иными словами, прибегли к откровенному протекционизму. Владимир Путин — большой сторонник такой политики, хотя проводит ее под названием импортозамещение. Да и среди широких слоев россиян идея поддержки отечественных производителей путем ограничения импорта и тем самым иностранной конкуренции весьма популярна.

Международная торговля — не улица с односторонним движением

А вот в Германии в деловых, экспертных и политических кругах, да и в обществе в целом, отношение к протекционизму, как правило, резко отрицательное. «Нам нужны открытые рынки», — не устает повторять, к примеру, президент Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) Ульрих Грилло (Ulrich Grillo). Ведь немецкая экономика ориентирована главным образом на экспорт, а потому свободный доступ к внешним рынкам для нее жизненно важен.

Контейнеровоз в порту Гамбурга: немецкий рынок открыт для зарубежной продукции

При этом в Германии прекрасно понимают: международная торговля не может быть улицей с односторонним движением, действовать по принципу «сам экспортирую, но на свой рынок иностранцев не пускаю» может позволить себе разве что поставщик энергоносителей и сырья, а индустриально развитые страны должны за свободный доступ к чужим рынкам платить той же монетой — беспрепятственно допускать к себе зарубежные товары и услуги.

Весьма показательна в этой связи недавняя реакция Ульриха Грилло на намерение правительства ФРГ в условиях усиления протекционистских тенденций в Китае притормозить скупку китайскими фирмами высокотехнологичных компаний в Германии. От имени немецкого большого бизнеса глава BDI заявил: «Наш принципиальный подход остается неизменным: мы не хотим, чтобы Европа закрывала свой рынок, мы хотим, чтобы Китай открывал свой».

К каким отрицательным последствиям приводят закрытые рынки

По мнению немецких экспертов, протекционизм плох по целому ряду причин. С одной стороны, «это искусственная поддержка предприятий, неконкурентоспособных на глобальном рынке», отмечает в беседе с DW профессор Института мировой экономики в Киле (IfW) Рольф Лангхаммер (Rolf Langhammer). Рабочие места на таких предприятиях в долгосрочном плане всегда под угрозой, предупреждает ученый: «Рано или поздно у государства кончаются деньги на их субсидирование».

С другой стороны, протекционизм оборачивается высокими ценами для потребителей. «В открытой экономике каждый потребитель выигрывает от конкуренции импортной и отечественной продукции, она ведет к снижению цен», — напоминает Рольф Лангхаммер. Яркий пример тому — относительная дешевизна (по европейским меркам) продуктов питания в супермаркетах Германии.

Продовольственное эмбарго привело в России к всплеску цен на продукты питания

И все же главным злом протекционизма немецкий профессор считает то, что такая политика лишает талантливых предпринимателей и страну в целом возможности воспользоваться международным разделением труда и сосредоточиться на выпуске тех товаров, которые она делает лучше других.

В Германии это, к примеру, станки и вообще промышленное оборудование, автомобили, химическая продукция. За возможность экспортировать это во все концы света немцы (включая профсоюзы) весьма терпимо относятся к тому, что, скажем, бытовую электронику, текстиль, компьютеры и программное обеспечение они чаще всего производят уже не сами, а закупают в Азии или США.

Если российские аграрии делают ставку на экспорт

Конечно, чем крупнее страна и ее внутренний рынок, тем меньше она зависит от свободной торговли, признает профессор Лангхаммер. Поэтому, к примеру, Соединенные Штаты с населением более 320 млн человек не сразу столкнутся с отрицательными последствиями того протекционистского курса, которого намерен придерживаться избранный президент США Дональд Трамп, хотя они непременно будут. «Мировая история показала, что протекционизм всегда ведет к замедлению темпов экономического роста», — напоминает ученый.

Что такое протекционистская политика

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081

Контакты:

Почтовый адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала «Вестник международных организаций»

Фактический адрес: Малая Ордынка, 17, каб. 417.

Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23147



Пак С.

Протекционизм США и нарушение торгового баланса между США и странами Северо-Восточной Азии

С момента глобального финансового кризиса рост мировой торговли замедлился. В 2016 г. рост объема мировой торговли составил 1,9%, что ниже по сравнению с показателем 2015 г. – 2,8%. По прогнозам, в 2017 г. импорт развитых стран будет умеренным, в то время как спрос на импортируемые товары в развивающихся азиатских экономиках может продолжать расти. Несмотря на растущий импорт в Азии, начиная с 2013 г. темп роста мировой торговли был ниже темпа глобального экономического роста. В этих условиях многие страны стремились к заключению двусторонних, многосторонних, региональных и мега- соглашений о свободной торговле (ССТ) для того, чтобы повысить объемы собственной торговли и стимулировать экономический рост. Восточноазиатские страны стремятся построить свою систему региональных ССТ и принимать участие в различных мега-ССТ, таких как Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) и Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП). Все это привело к еще большему расхождению экономических интересов, в том числе в силу несовпадения взглядов в сфере политики и безопасности в Восточноазиатском регионе. Так, политика протекционизма, начатая администрацией президента США Дональда Трампа, стала угрозой для ТТП, хотя Премьер-министр Японии Синдзо Абэ стремится к тому, чтобы соглашение продолжило действовать, несмотря на выход США. В данной статье предпринята попытка исследовать политику протекционизма США под руководством президента Дональда Трампа, ответить на вопрос, почему страна перешла от свободной и открытой торговли к так называемой «справедливой» торговле, основанной на принципе «Америка прежде всего». Также в статье рассматриваются торговые дисбалансы между США и странами Северо-Восточной Азии, прежде всего их причины. Наконец, что не менее важно, автор рассуждает, как политика протекционизма США повлияет на мега-ССТ, такие как ВРЭП и ТТП, а также экономическое сотрудничество Восточноазиатских стран.

Читайте также  Бэсп что это такое

Что такое протекционизм. Объясняем простыми словами

Яркий пример — политика импортозамещения, которую Россия ведёт с 2014 года. Власти надеялись заместить поставки импортных продуктов товарами внутреннего производства и ввели эмбарго на продукты (проще говоря — запретили) из стран Евросоюза. Предполагалось, что запрещённые товары будут заменены российскими.

Однако полностью эту задачу выполнить не удалось. Где-то планы реализовались частично, где-то просто провалились. Например, к 2020 году власти планировали сократить ввоз в страну овощей аж на 70,3%, но по факту вышло только на 27%. На смену европейским поставщикам пришли компании из других стран. По мнению экспертов, произошло не импортозамещение, а реэкспорт запрещёнки.

Пример употребления на «Секрете»

«У чиновников Минкульта основными KPI является доля российского кино в общей кассе. Какого размера будет эта касса, им, в общем, всё равно. Сегодня чиновники бодро рапортуют, что за прошлый год результаты проката российского кино выросли на 6%, или на 600 млн рублей. И всё это благодаря протекционизму и ручному управлению. Но при этом они забывают указать, что из-за того же протекционизма общий бокс-офис страны упал на 6%, или на 3,3 млрд рублей».

(Экс-СЕО сети кинотеатров «Формула кино» Юрий Кириллов — о протекционизме в киноотрасли.)

Нюансы

В широком смысле под это понятие подходят все меры по защите отечественных производителей от иностранной конкуренции, включая экспортные субсидии. Но в медиапространстве термин чаще всего обозначает государственную политику, защищающую национальных производителей от конкуренции со стороны импорта.

Дискуссия

Среди экономистов есть консенсус, что протекционизм отрицательно влияет на экономический рост, доходы страны в целом и покупательную способность её граждан.

«Не может без импорта обходиться современная экономика в эпоху глобализации. Если в России хотят доказать обратное, такую экономику можно лишь пожалеть. Конкуренция с иностранными поставщиками — вещь, конечно, неудобная. Но без неё всё загнивает. Зачем пытаться производить что-то лучшее, если и так купят?!» — указывает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев.

Среди аргументов в пользу протекционизма — он защищает страну от:

  • увеличения неравенства, которое влечёт за собой глобализация. Например, китайский импорт одежды оставляет без работы людей в промышленном секторе. Вся страна в целом выигрывает от китайского импорта, но эти безработные рабочие проигрывают;
  • различных рисков, связанных с разрушением производственных цепочек, например в связи с войной или пандемией.

Также сторонники протекционизма считают, что чем больше добавленной стоимости формируется внутри страны, тем лучше для её экономики. «Например, предприятие, поддерживающее политику импортозамещения, заказывает услуги другим отечественным производствам, покупает отечественные комплектующие и платит специалистам, сопровождающим этот процесс. Таким образом, деньги остаются в экосистеме российской экономики», — уверен управляющий Курским электроаппаратурным заводом Ярослав Иванов.

Чтобы протекционистские меры принесли стране пользу, они должны быть временными, «пока получившие поддержку компании и отрасли не достигнут мирового уровня конкурентоспособности», — резюмирует заведующий отделом экономической теории Института мировой экономики и международных отношений РАН Сергей Афонцев.

Политика протекционизма

Протекционизм

Протекционизм — экономическое покровительство государства, проявляющееся в ограждении внутреннего рынка своей страны от проникновения на него иностранных товаров, а также в поощрении экспорта конкурентоспособности товаров на внешних рынках.

Политика протекционизма ставит своей задачей стимулирование развития национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции путем тарифного и нетарифного регулирования.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

В разные периоды истории государственная экономическая политика склонялась то в сторону свободы торговли, то в сторону протекционизма, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. Однако абсолютно открытой экономики, в процессе функционирования которой без ограничений происходило бы движение товаров, труда, технологий и капиталов через национальные границы, не имело и не имеет ни одно государство. В любой стране правительство регулирует международный оборот ресурсов. Открытость экономики предполагает приоритетный учет национальных экономических интересов.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков. В 1950-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону усиления либерализации и свободы внешней торговли. С начала 1970-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма преследует следующие цели:

  • постоянная защита от иностранной конкуренции стратегических отраслей отечественной экономики (например, сельского хозяйства), в случае ущерба которым страна оказалась бы уязвимой в условиях войны;
  • временная защита относительно недавно созданных отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они не окрепнут настолько, чтобы успешно конкурировать с аналогичными отраслями других стран;
  • принятие ответных мер при проведении политики протекционизма торговыми партнерами.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие формы протекционизма:

  • селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;
  • отраслевой протекционизм — защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);
  • коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • скрытый протекционизм — защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Современная политика протекционизма

Государства, проводя протекционистскую политику, используют таможенно-тарифные и нетарифные ограничения. Основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, понизив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и относится прежде всего к импорту. Другая группа методов соответственно имеет своей целью форсирование экспорта.

Классификация тарифных и нетарифных инструментов политики протекционизма представлена в табл. 1.

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируют преимущественно