Что такое кбм и как он определяется

Экономим на ОСАГО: коэффициент бонус-малус

Автовладельцы в нашей стране должны страховать свой автомобиль по ОСАГО, а коэффициент бонус-малус или КБМ – важная составляющая расчета стоимости полиса, даже несмотря на то, что после либерализации тарифов на итоговую цену влияет множество параметров, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое.

У безаварийных водителей КБМ максимально низкий и снижение цены на ОСАГО для них может достигать 50%. Получается, КБМ – это способ поощрения водителей, которые были аккуратными на дорогах, а также метод наказания рублем тех, кому не удалось избежать ДТП. Водителям выгодно постоянно понижать свой КБМ и, соответственно, цену на страховку.

Как проверить КБМ?

Каждый водитель может проверить свой КБМ, чтобы понять, на какую цену при оформлении полиса ОСАГО он может рассчитывать.

Во-первых, данные по показателю КБМ содержатся на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) в базе АИС ОСАГО. Сервис проверки абсолютно бесплатный, автовладельцу лишь необходимо заполнить онлайн-форму, указав:

  • ФИО;
  • Дату рождения;
  • Серию и номер водительского удостоверения.

Затем, после нажатия кнопки «Проверить КБМ», система выдает информацию о размере коэффициента.

Есть еще один надежный способ узнать свой КБМ, а заодно и стоимость полиса – обратиться в страховую компанию лично, позвонить по телефону или прийти в ближайший офис. Менеджер сообщит ваш КБМ, а также назовет стоимость страховки.

Как считают КБМ?

Если у автовладельца нет стажа вождения или он впервые обратился к страховщику, чтобы заключить договор страхования ОСАГО, значение КБМ принимается равным 1.

Далее за каждый безаварийный год управления автомобилем водитель получает цену на 5% меньше. Иными словами, на следующий год при покупке ОСАГО значение КБМ становится равным 0,95, на третий год – коэффициент бонус-малус снижается до 0,9. Для водителей, которые в течение 10 лет управляли автомобилем исключительно аккуратно, коэффициент становится равен 0,5, а снижение цены полиса ОСАГО достигает максимума – 50%. КБМ сохраняется за водителем даже при покупке нового авто.

Неправильные данные КБМ

Водители могут столкнуться с неприятными для себя сюрпризами при проверке КБМ. Например, обнаружить, что показатель вырос, либо «обнулился» – стал равен 1, как и в первый год покупки ОСАГО. Причин может быть несколько:

  • Замена прав;
  • Смена фамилии в паспорте;
  • Закрытие (ликвидация) страховой компании, в которой был оформлен предыдущий полис ОСАГО.

Очень важно своевременно сообщать в страховую компанию информацию о смене фамилии, замене прав и, конечно, выбирать проверенных страховщиков, от которых невозможно ожидать такого подвоха, как уход с рынка. Соблюдение таких простых рекомендаций позволит автовладельцам не попадать в ситуации, когда стоимость полиса ОСАГО становится ошибочно завышенной.

Способы восстановления КБМ

Если ошибка все-таки произошла, и водитель определил у себя неправильный показатель КБМ, необходимо заняться восстановлением корректных данных для правильного расчета цены на ОСАГО. Для этого, как и в случае с проверкой КБМ, существует несколько способов.

Самый простой из них – обращение к страховщику, у которого был оформлен полис. В страховой компании автовладельцу предоставят форму заявления, в ней необходимо указать номера предыдущих полисов. Крупные страховщики стремятся обеспечить клиента максимальным сервисом, к ним можно обратиться как офлай0н, так и онлайн и быть при этом уверенными в том, что помощь окажут в максимально быстрые сроки.

Сотрудник страховой компании отправит заявление на пересмотр или восстановление КБМ в РСА. Срок рассмотрения заявления может достигать 30 рабочих дней. После того, как ответ РСА будет получен страховой компанией, автовладельцу предоставят подробный отчет по работе над его проблемой, КБМ исправят, а стоимость полиса – пересчитают, разницу вернут.

Если страховая компания, в которой был оформлен полис ОСАГО, ликвидирована, восстанавливать справедливость по КБМ придется в РСА. Способ трудоемкий и длительный – рассмотрение жалобы займет до двух месяцев.

Выбирайте только проверенных страховщиков, которые заслуживают доверия!

Коэффициент КБМ: для чего он введен, как рассчитать, нюансы

Приобретение полиса ОСАГО —обязательное условие допуска к вождению авто в РФ. Стоимость полиса фиксирована в любом уголке России и вычисляется набазе основной ставки путем умножения ее на несколько коэффициентов,характеризующих стаж водителя, регион, технические параметры двигателя и т.д.Одним из таких множителей является коэффициент «бонус-малус», о котором пойдетречь далее.

С какой целью используется КБМ?

Страховые компании, несомненно,заинтересованы в снижении числа аварий, что гарантирует им получение прибыли. Поэтому страховщиками и был разработан коэффициент БМ, как поощрение за вождение ТС без создания аварийных ситуаций в виде определенной скидки при приобретении полиса ОСАГО. Причем, размер скидки достаточно внушительный. При многолетнем безупречном вождении можно добиться снижениястоимости полиса до 50%.

В то же время создание водителем аварийной ситуации грозит ему «малусом» — увеличением стоимости полиса. Причем, на величину коэффициента оказывают влияние только аварии, в результате которых имела место страховая выплата.

Как рассчитывается КБМ

Коэффициент БМ характеризует опытность водителя и базируется на отсутствии или наличии транспортных происшествий, в которых страхователь был признан виновным, и их количестве. КБМ в расчетных таблицах фигурирует совместно с классом ОСАГО .

При заключении договора страхования впервые водителю присваивается 3-й класс, которому соответствует коэффициент 1,00, не оказывающий влияние на стоимость полиса. По истечении года, на который заключается договор страхования, при отсутствии аварийных ситуаций, водитель получает класс на единицу выше и скидку за безупречное вождение в размере 5%. То есть, при заключении страхового договора на следующий год водитель получает 4-й класс, а КБМ = 0, 95%.

Спустя еще один год безаварийной езды, водителю присваивается 5-й класс и КБМ = 0,9 и т.д. Всего предусмотрено 13 классов. Таким образом, через 10 лет прилежный водитель, не создавший ни единой аварийной ситуации на дороге,может получить скидку на полис ОСАГО – 50% (КБМ=0,5).

Совсем не так радужно выглядит ситуация, когда водитель в течение страхового срока был участником аварийной ситуации. В таком случае его класс понижается, а КБМ возрастает. Так, для водителя, получившего 1-й класс, КБМ = 1,55, что означает возрастание стоимости страхового полиса в 1,5 раза. Для самых нерадивых водителей, создавших не одну аварийную ситуацию в течение страхового года, предусмотрен класс «М», КБМ для которого, составляет 2, 45. Понадобится немалый срок (целых 5 лет) безукоризненного вождения, чтобы вернуться к отправной точке (классу 3).

Что еще следует знать о КБМ?

  • · Коэффициент присваивается водителю, а не транспортному средству . Поэтому при смене автомобиля,право на скидку сохраняется при условии, что новый полис оформляется после окончания срока предыдущего, но не позже чем через год.
  • · При первичном оформлении полиса ОСАГО, все сведения о водителе заносятся в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). При смене информации страховщик должен немедленно изменить занесенные данные. Водитель имеет возможность проверить свои данные,введя ФИО, номер удостоверения водителя и дату своего рождения.
  • · Если право на управление ТС имеют несколько лиц, то страховой бонус начисляется по максимальному КБМ .
  • · Если число лиц,управляющих ТС неограниченно, при определении КБМ учитываются все страховые выплаты за период действия предшествующего договора.
  • · При обнулении коэффициента по вине страховщика (неверном занесении данных) следует обратиться с жалобой в РСА или Центробанк России. В отдельных случаях восстанавливать коэффициент приходится через суд.
Читайте также  Что такое 13 я зарплата

Таким образом, коэффициент бонус-малус позволяет страховым компаниям предупредить издержки при выплате страховых сумм. В то же время, КБМ дисциплинирует водителей, способствуя снижению количества аварийных ситуаций на дороге. Зная особенности начисления бонусного коэффициента, вы сможете контролировать страховщика при расчете стоимости очередного полиса ОСАГО.

Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»

Разбираемся в логике расчетов страховых компаний, чтобы избежать финансовых потерь

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – одна из величин, используемых страховщиками для определения суммы, которую собственник автомобиля ежегодно должен выплачивать по договору ОСАГО.

Страховщики по ОСАГО не могут определять этот коэффициент самостоятельно. Он устанавливается Центральным Банком РФ. При этом КБМ не учитывается для КАСКО, где страховщики самостоятельно определяют сумму страховых платежей и порядок их расчета.

Как рассчитывается цена полиса ОСАГО?

Расчет производится по формуле: ОСАГО = БЗ х КВС х КБМ.

БЗ (базовое значение) – это индивидуальные факторы использования транспортного средства, с которыми можно ознакомиться на сайте Российского союза автостраховщиков или узнать у представителей страховых компаний. КВС (возраст и стаж водителя) и КБМ (коэффициент «бонус-малус») в совокупности составляют понятие класса водителя. Он является важным показателем при расчете стоимости полиса ОСАГО.

Зачем ввели коэффициент «бонус-малус»?

Страхуя ответственность водителей, страховщики несут риски, ведь человек, например, может попадать в ДТП слишком часто. Чтобы эти риски компенсировать и заодно побуждать граждан водить более аккуратно, был введен КБМ. Это система скидок для водителей, которые не попадают в аварии. При этом КБМ предусматривает увеличение страховых платежей для тех, у кого на счету много ДТП. Но это вовсе не наказание для неосторожных водителей. При ДТП страховщик несет значительные расходы, и увеличение суммы страховых платежей призвано их компенсировать.

Как рассчитывается КБМ?

Основная величина, используемая при расчете КБМ, – количество страховых возмещений, вне зависимости от их размера. Но считается, что после одного ДТП было выплачено одно возмещение, даже если их было больше, например, когда несколько пассажиров потребовали компенсации за вред, причиненный их здоровью.

При определении КБМ учитываются случаи возмещения с 1 апреля года, предшествующего расчету, до 31 марта года, в котором производится расчет. То есть в 2019 г. не будут приниматься во внимание возмещения по ДТП, которые были произведены в марте 2018 г. и ранее. Прежде КБМ рассчитывался иначе. Новые правила вступили в силу 1 апреля этого года.

Когда водитель впервые оформляет ОСАГО, его КБМ равняется 1. Он оплачивает страхование в базовом размере. В следующем году его КБМ будет рассчитываться на основании количества страховых возмещений за прошедший год, а также предыдущего КБМ. Для расчета КБМ существуют специальные таблицы, содержащиеся в Указании Банка России 1 .

Для расчета КБМ необходимо знать количество страховых возмещений за предыдущий год.

№ п/п КБМ за предыдущий год КБМ за текущий год в зависимости от количества страховых возмещений
0 возмещений 1 возмещение 2 возмещения 3 возмещения

больше 3 возмещений
1 2 3 4 5 6 7
2 2,45 2,3 2,45 2,45 2,45 2,45
3 2,3 1,55 2,45 2,45 2,45 2,45
4 1,55 1,4 2,45 2,45 2,45 2,45
5 1,4 1 1,55 2,45 2,45 2,45
6 1 0,95 1,55 2,45 2,45 2,45
7 0,95 0,9 1,4 1,55 2,45 2,45
8 0,9 0,85 1 1,55 2,45 2,45
9 0,85 0,8 0,95 1,4 2,45 2,45
10 0,8 0,75 0,95 1,4 2,45 2,45
11 0,75 0,7 0,9 1,4 2,45 2,45
12 0,7 0,65 0,9 1,4 1,55 2,45
13 0,65 0,6 0,85 1 1,55 2,45
14 0,6 0,55 0,85 1 1,55 2,45
15 0,55 0,5 0,85 1 1,55 2,45
16 0,5 0,5 0,8 1 1,55 2,45

Если страховые возмещения по вине водителя не выплачивались, то КБМ понижается. Сумма страховых взносов становится для водителя меньше. Это правило можно разобрать на примере.

Предположим, что водитель в 2019 г. впервые оформляет ОСАГО. Его КБМ равен 1. Он уплачивает базовые страховые взносы. За год по его вине было выплачено одно страховое возмещение. С 1 апреля 2020 г. его КБМ составит 1,55. Он должен будет выплачивать страховые платежи в полуторном размере. Если за этот год он не попадет в ДТП, то его КБМ с 1 апреля 2021 г. станет 1,4. Сумма платежей уменьшится.

Минимальный размер КБМ составляет 0,5. То есть при безупречном вождении человек платит только половину базовой суммы. Максимальный КБМ составляет 2,45.

Как рассчитывается КБМ, если в страховку включено несколько человек?

С 9 января этого года в правила определения КБМ были внесены изменения, и расчет коэффициента на 1 апреля был произведен по-новому. Так, изменения коснулись случаев, когда в страховку включено несколько человек. Если договор ОСАГО заключен с несколькими водителями, то общий коэффициент «бонус-малус» равен максимальному КБМ, который был рассчитан для каждого страхователя отдельно. Если договор заключен в отношении неограниченного круга лиц, то КБМ всегда равен 1. По ранее действовавшим правилам коэффициент определялся на основании КБМ собственника автомобиля.

Как узнать свой КБМ?

Сведения о КБМ каждого водителя и его классе содержатся в Автоматизированной информационной системе ОСАГО (АИС ОСАГО), ведение которой осуществляет Российский союз автостраховщиков. Эти сведения открыты, и их может получить любой желающий. Например, их можно запросить в АИС ОСАГО, если необходимо проверить свои данные или оформить договор ОСАГО в отношении нескольких лиц, для чего потребуется их КБМ.

Проверить свой КБМ можно на официальном сайте РСА.

Что делать, если не получилось узнать КБМ?

Как показывает практика, при использовании АИС ОСАГО у водителей периодически возникают затруднения. Часто человеку не удается получить сведения из-за ошибочно введенных данных. При проверке КБМ необходимо использовать данные именно из страхового полиса, так как они могут расходиться с теми, что указаны в паспорте транспортного средства.

Как быть, если КБМ рассчитан неверно?

Ошибка в расчете КБМ повлияет на размер страховых платежей. В таком случае нужно подать в Российский союз автостраховщиков заявление об исправлении сведений, содержащихся в АИС ОСАГО.

Перед этим необходимо запросить у своего страховщика информацию о страховых возмещениях за предыдущий год. Эти сведения или письменный отказ в их предоставлении нужно приложить к заявлению. В заявлении должны быть указаны данные водителя: Ф.И.О., дата рождения, серия и номер водительского удостоверения и полиса ОСАГО. Претензия может быть направлена обычной почтой или на адрес электронной почты, указанный на сайте РСА.

В случае отказа в изменении КБМ водитель может подать в суд исковое заявление. В суде можно использовать документы, которые ранее были получены у страховщика для подачи заявления в РСА. Также нужно будет предоставить полис ОСАГО и справки о ДТП за предыдущий год.

Стоит иметь в виду, что соблюдение претензионного порядка не является обязательным. То есть водитель может сразу обращаться в суд без подачи заявления в Российский союз автостраховщиков. Однако порой направление претензии в РСА является более целесообразным, так как это позволяет сэкономить время и средства.

1 Указание Банка России от 4 декабря 2018 г. № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Коэффициент бонус-малус: правила расчета

Что такое КБМ

Страховой полис ОСАГО — это обязательный документ любого водителя. Не допускается управление авто без соответствующей страховки. Получают полис через любую страховую компанию, которая имеет соответствующую лицензию и предлагает такие страховые услуги.

На сумму страховки влияет ряд факторов. Это и водительский стаж, и возраст, и марка транспортного средства. Есть даже дополнительная скидка или надбавка за вождение без аварий и нарушений. Например, если водитель в прошлом году ни разу не воспользовался страховкой, то есть не попадал в аварии, то для него стоимость ОСАГО существенно снижается. И наоборот. Если за прошедший год за автолюбителем числились аварийные случаи, то коэффициент увеличит сумму страхования.

Следовательно, коэффициент напрямую влияет на конечную цену ОСАГО. Он определяется в зависимости от наличия страховых случаев в прошедшем страховом периоде.

Как рассчитывается КБМ

Коэффициенты определяются в прямом отношении к количеству страховых случаев. Чем чаще автолюбитель обращается в страховую компанию за выплатами, тем выше его коэффициент аварийности. А следовательно, и выше стоимость страховки. Если водитель продолжительное время не обращался за страховыми премиями, не допускал оплошностей на дороге и не становился участником ДТП, следовательно, ему положена скидка. И чем больше период безаварийности, тем выше бонусы.

По сути, расчет коэффициента бонус-малус по ОСАГО производится на основании присвоенного класса водителя. Затем уже учитывается количество аварий и страховых случаев.

Наличие страховых случаев увеличивает стоимость страховки. Максимальная сумма накрутки составляет 145%, КБМ равен 2,45.

Водителю, который заключил договор впервые, присваивается класс 3, для которого КМБ равен 1. Рассчитывать на скидки не стоит. Но и ждать надбавки к цене тоже не придется.

Где проверять

Определить конкретное значение КБМ для водителя можно самостоятельно. Но правильнее проверить КБМ (коэффициент бонус-малус) на официальном сайте Российского союза страховщиков. Сделать это довольно просто. Достаточно лишь заполнить обязательные поля проверочной формы.

Инструкция, как узнать класс бонус-малус:

  1. Переходим на официальный сайт РСА.
  2. Указываем дату заключения договора страхования. Здесь вводится или фактическая дата соглашения, или планируемая. Например, если полис приобретаем только в следующем месяце.
  3. Категорию собственника авто выбираем из предложенных вариантов: компания или простой гражданин. Нужный пункт отмечаем галочкой.
  4. Выбираем категорию ограничений по количеству лиц, допущенных к вождению на страхуемом авто: неограниченное количество лиц или только конкретный перечень претендентов.

Далее заполняем поля, позволяющие идентифицировать водителя в базе данных. Для этого указываем:

  • фамилию, имя и отчество полностью;
  • дату рождения в формате ДД.ММ.ГГГГ;
  • серию и номер водительского удостоверения — списываем с документа.

Проверяем заполненные поля и нажимаем кнопку поиска. Обратите внимание, что проверка доступна только для граждан РФ. Иностранцы не смогут получить информацию.

Таблица коэффициентов

Актуальные значения для бонус-малус: таблица на 2020 год.

Удорожание или скидка

Количество страховых случаев (выплат), произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО

Что такое КБМ в ОСАГО

Для поощрения аккуратных автовладельцев, договоры с которыми имеют минимальные риски, и для наказания тех, кто частенько нарушает правила, страховые компании применяют систему тарифных коэффициентов «бонус-малус» (от латинского «хороший-плохой»), которая меняет размер страховой премии (стоимость полиса) в зависимости от истории страховых случаев конкретного клиента.

Что такое КБМ в ОСАГО

В ОСАГО коэффициент «бонус-малус» (КБМ) — это параметр, влияющий на стоимость полиса. Он может быть повышающим или понижающим и определяется страховщиком на основании сведений, содержащихся в АИС ОСАГО, которую внедрил Российский союз автостраховщиков (РСА).

Целью применения КБМ в полисе ОСАГО является стимулирование прилежных водителей с безаварийной ездой и наказание тех, кто частенько попадает в ДТП. Так как теперь каждый страховой случай фиксируется в страховой истории автовладельца, то она и будет влиять на расчёт КБМ.

Как считается КБМ

В настоящее время предельные размеры базовых ставок ОСАГО, коэффициенты страховых тарифов (в т. ч. — КБМ) и порядок их применения при расчёте страховой премии (полиса ОСАГО) установлены Указанием № 5515-У Банка России от 28.07.2020 «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно данному Указанию (ч. 2 Приложения 2), КБМ в страховке ОСАГО зависит от количества произведённых страховщиками возмещений в предшествующие периоды и определяется в соответствии со следующей таблицей:

Для примера проанализируем эту таблицу, в частности когда КБМ равен 1 — что это значит?

Такой КБМ влиять на стоимость полиса ОСАГО не будет (умножение на 1 не меняет суммы). По этой же причине КБМ = 1 присваивают водителям без стажа страховой истории. Однако возможны и другие случаи такого присвоения, например, при смене фамилии, водительского удостоверения (если страхователь вовремя не сообщит об этом) или ошибки страховщика при работе с АИС ОСАГО.

Для большинства страхователей-автовладельцев КБМ в размере единицы может означать как удешевление, так и удорожание полиса, в зависимости от количества страховых возмещений в периоде КБМ, который считается с 01.04 предыдущего года до 31.03 текущего (например, с 01.04.2019 по 31.03.2020). При этом текущее значение КБМ будет влиять на расчёт страховой премии в следующем расчётном периоде. Так, данные строки 5 приведённой выше таблицы указывают, что с апреля следующего года для автовладельца с текущим КБМ, равным 1, будет применяться КБМ:

  • 0,95 — при отсутствии страховых возмещений (скидка на полис 5 %);
  • 1,55 — при наличии 1 ДТП (удорожание полиса на 55 %);
  • 2,45 — при наличии 2, 3 или 4 ДТП (удорожание полиса на 145 %).

Как узнать, какой КБМ у водителя

В страховом полисе ОСАГО узнать КБМ водителя, допущенного к управлению транспортным средством, можно в разделе 3:

Если при оформлении полиса ОСАГО размер КБМ, устанавливаемый страховщиком, не устраивает автовладельца, то узнать свой коэффициент страховки (например, почему увеличился КБМ) можно с помощью онлайн-сервиса. При этом нужно помнить о том, что коэффициент КБМ по ОСАГО может быть правильно рассчитан только на основании информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС ОСАГО).

Чтобы рассчитать свой КБМ самостоятельно с помощью АИС ОСАГО, необходимо зайти на сайт РСА, ввести данные документа, удостоверяющего личность автовладельца (либо лица, допущенного к управлению транспортным средством), а также данные водительского удостоверения. Значение коэффициента КБМ, полученное с помощью этого сервиса, является актуальным на момент обращения и должно применяться при оформлении страхового договора.

Маркер в поисковой выдаче на примере сайта «Манго»

К сожалению, в последнее время в интернете значительно увеличилось количество лжеагентов и брокеров, предлагающих рассчитать бонус-малус при ОСАГО по их данным. Для борьбы с такими мошенниками Банк России и «Яндекс» создали совместный проект, результатом которого стал специальный маркер (кружок с галочкой и надписью «ЦБ РФ»), информирующий потребителя о том, что на промаркированном сайте предлагаются услуги лицензированных организаций.

Как изменить или восстановить КБМ

В прошлом году своим информационным письмом от 18.11.2019 № ИН-015-53/85 «О некоторых вопросах, связанных с определением размера коэффициента КБМ» Банк России разъяснил особенности расчёта и корректировки коэффициента «бонус-малус» по ОСАГО.

В нём указано, что по общему правилу коэффициент КБМ, определённый на период с 01.04. по 31.03. года, следующего за годом его определения, не может быть изменён, за исключением случаев несоответствия его размера сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО. Такие исключения всё же позволяют скорректировать коэффициент КБМ на основании данных АИС ОСАГО о количестве страховых возмещений и компенсационных выплат, которые не были учтены страховщиком при первоначальном определении размера КБМ.

РСА не наделён полномочиями вносить изменения в АИС ОСАГО — это может сделать лишь страховщик. С 01.12.2015 осуществляется упрощённый алгоритм действий автовладельцев при их несогласии со значением КБМ:

  • страхователь направляет соответствующее заявление в страховую компанию;
  • при его получении страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС ОСАГО;
  • если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключённых позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков).

Таким образом, в случае противоречий по значению КБМ, применённому страховщиком при расчёте ОСАГО, вначале необходимо обратиться непосредственно в страховую организацию, с которой был заключён договор.

В случае неисполнения страховой компанией своей обязанности можно подать на неё жалобу через интернет-приемную официального сайта Банка России, предоставив следующую информацию:

  • сведения о действующем договоре ОСАГО (серия, номер) либо его копия;
  • номера водительских удостоверений (старого и нового) либо их копии;
  • документы, подтверждающие факт уведомления страховщика об изменении сведений (ответ страховой компании при наличии), копия вашего экземпляра заявления с отметкой страховой компании о принятии заявления или чеки, квитанции, уведомления оператора почтовой связи).

Банк России отвечает на обращения в среднем в течение 3 дней, однако сложные случаи могут требовать больше времени (до 30 дней и более).

ОСАГО-2020: что изменилось и как с этим жить

С 1 апреля 2020 года Российский союз автостраховщиков (РСА) пересчитал для всех водителей коэффициент «бонус-малус» (КБМ), от которого напрямую зависит стоимость полиса ОСАГО. Впервые с момента введения новой системы расчета КБМ определятся за календарный год, а не за год действия полиса, как было ранее, при этом для многих водителей полисы стали дешевле.

Бонус-малус — это система тарифных коэффициентов, которые применяются для расчета страховой премии в зависимости от аварийной истории водителя. Коэффициент зависит от того, сколько ДТП совершил водитель по своей вине в течение года, и варьируется от 0,5 до 2,45. Те, кто в течение нескольких лет не попадал в аварии, имеют минимальную стоимость страховки, а самым беспечным водителям полис ОСАГО обойдется почти в пять раз дороже.

Еще два года назад Центробанк собирался кардинально поменять принцип расчета коэффициента бонус-малус, но потом было принято более мягкое решение: рассчитывать КБМ на каждый календарный год, а не на период действия полиса, и привязывать его значение к водителю, а не к автомобилю. Это позволило исправить целый ряд недостатков старой системы.

Во-первых, у одного водителя в базе данных РСА могло быть несколько КБМ, если он был вписан в разные полисы ОСАГО на несколько машин. Во-вторых, если водитель совершал аварию на автомобиле с полисом без ограничения допущенных к управлению лиц, то такое ДТП никак не влияло на его личный коэффициент. Наконец, при смене автомобиля водитель полностью терял скидку за безаварийность, если прежде ездил по полису без ограничений.

Еще одной проблемой являлся срок давности — накопленный КБМ сгорал, если водитель в течение года не заключал новый договор ОСАГО. Это, с одной стороны, давало возможность аварийным водителям обнулять свой коэффициент, а с другой — лишало законной скидки тех, кто не садился за руль больше года.

Новая система позволяет избежать задвоения КБМ и путаницы при оформлении полиса, если у водителя были какие-либо ДТП. Сейчас один и тот же коэффициент действует в течение года независимо от происходящих аварий. «Больше всего жалоб страховщики получали именно на неправильный расчет КБМ. У человека могло быть несколько коэффициентов, потому что он мог быть вписан в несколько полисов. В итоге его КБМ мог меняться в течение года», — объяснил автоэксперт и главный редактор радио «Автодор» Игорь Моржаретто.

Фактически новая система расчета коэффициентов вступила в силу еще с 1 апреля 2019 года, причем водители, у которых числилось несколько КБМ, получили своего рода амнистию — им присвоили единое наименьшее значение КБМ, то есть разом уменьшили стоимость полиса. Календарный год потребовался на накопление статистики по каждому водителю, и сейчас все они впервые получили новые актуальные коэффициенты, объясняет директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Денис Макаров.

По его словам, главная новация заключается в том, что теперь обновление значения КБМ происходит только один раз в год — 1 апреля. При расчете коэффициента учитывается информация об аварийности водителя за период с 1 апреля по 31 марта предыдущего года. То есть, например, авария, произошедшая после 1 апреля 2020 года, будет учтена в значении КБМ только в 2021 году.

Кроме того, новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем, которая не обнуляется даже в случае перерыва в вождении: все накопленные скидки или повышающие коэффициенты будут сохраняться, добавил Денис Макаров: «В результате этой новации система определения КБМ стала еще более справедливой и прозрачной для автовладельцев. Кроме того, такой подход позволяет исключить случаи задвоения КБМ, а также снизить риск возможных ошибок или злоупотреблений при его применении».

По данным РСА, после пересчета и чистки двойных коэффициентов КБМ число водителей, получивших скидку на ОСАГО, выросло на 5% — до 89%, то есть абсолютное большинство водителей сейчас платят меньше стандартной цены полиса. «Модернизация расчетов осуществлена для удобства автовладельцев. Новая система уже показала свою эффективность — количество жалоб на страховщиков в ЦБ снизилось практически наполовину», — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс.

Страховщики согласны с тем, что в среднем стоимость полиса снизилась довольно заметно, причем помимо перерасчетов КБМ на нее повлияло и прошлогоднее изменение тарифного коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз, что позволило страховщикам давать больше скидок. «Вместе с расширением тарифного коридора это изменение уже привело к снижению стоимости ОСАГО в 2019 г. для подавляющего большинства автомобилистов — средняя премия по ОСАГО по итогам года упала в целом по рынку на 5%», — подсчитал Денис Макаров.

На текущий момент все технологические процессы полностью отлажены, система работает в автоматическом режиме и не требует личного участия персонала, заверили в РСА. Опрошенные Autonews.ru страховщики подтвердили, что КБМ по каждому водителю рассчитывается автоматически электронной системой, к которой подключены все агенты.

Кроме того, РСА продолжает модернизацию базы данных в расчете на увеличение числа клиентов в будущем. Как заявил Игорь Юргенс, следующий этап доработок намечен на лето, когда будут введены новые протоколы контроля актуальности данных.