Что говорит закон о незаконном обороте драгметаллов?

Один законопроект – плохо, а два – уже лучше!

2 марта 2019 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу РФ законопроект № 657608-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/657608-7).

16 июля 2019 года этот законопроект был принят в первом чтении и теперь ожидает второго чтения. Об этом законопроекте, вводящем уголовную ответственность за добычу и оборот полудрагоценных камней, мы уже рассказывали.

Однако 10 октября 2019 г. на Интернет-ресурсе Федерального портала нормативных правовых актов был размещен для проведения публичных обсуждений другой законопроект, регулирующий те же нормы уголовного права, что и законопроект № 657608-7, уже прошедший первое чтение в Государственной думе РФ. Новый законопроект инициировал Минфин России и называется он «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования уголовной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=95725).

Принятие обоих законопроектов одновременно не представляется возможным, т. к. они предполагают внесение различных изменений в одни и те же статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим содержание (или как говорят юристы, диспозицию) статей этих двух законопроектов в сравнении, с точки зрения их воздействия на российский рынок только драгоценных и полудрагоценных камней, оставляя те части новелл, которые касаются драгоценных металлов.

На этапе добычи…

Изменение уголовного законодательства в сфере добычи драгоценных и полудрагоценных камней планируется путем внесения новых норм сразу в две статьи УК РФ: статья 255 УК РФ должна будет карать за совершение незаконной или самовольной добычи драгоценных или полудрагоценных камней. А статья 192 УК РФ – за уклонение от обязательной продажи государству драгоценных камней, добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных.

Смысл действующих норм 192 статьи становится более понятен, если иметь в виду, что ныне действующая редакция статьи вводилась взамен наказания за незаконную добычу драгоценных металлов и камней, которая на тот момент была предусмотрена этой статьей, и было это в то время, когда предполагалось разрешить вольноприносительство драгоценных металлов и камней. Вольноприносительство так и не разрешили, а вот изменить диспозицию статьи 192 УК РФ тогда успели. Так как вольноприносительства ожидать теперь точно не следует, то и рассматривать предполагаемые новеллы этой статьи нет смысла – обязательная продажа государству драгоценных камней, за исключением уникальных, законом не предусмотрена.

Для лучшего понимания тренда нормотворчества постатейно сравним действующие нормы как с нормами законопроекта, уже принятого в первом чтении (будем называть его законопроектом в Госдуме), и с нормами законопроекта, публичное обсуждение которого только начинается (назовем его законопроектом Минфина).

Таблица 1. УК РФ Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недрСравнение норм действующих, законопроекта в Госдуме и законопроекта Минфина показывает следующее.

1. То, что в действующем уголовном законодательстве нет уголовного наказания за незаконную добычу драгоценных камней – это правовой нонсенс, обусловленный поспешностью обновления УК РФ в период намерений введения вольноприносительства. Юристы, далекие от понимания отраслевой специфики, пытаются объяснить этот нонсенс тем, что добыча всегда сопряжена с хранением, а за незаконное хранение статья в УК РФ есть – это статья 191, о которой будем говорить ниже. Но это не так – в статье 191 речь идет не о хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, незаконно добытых, а о незаконном хранении в любом случае – в том числе, и добытых законно, но незаконно приобретенных. Иными словами, вводить в УК РФ статью за незаконную добычу драгоценных металлов и камней – нужно. Что и делается законопроектом Минфина.

Логичен и кратный размер штрафов, предусмотренный законопроектом Минфина. Другое дело – слаба дифференциация наказания для незаконно действующих добытчиков-одиночек и добытчиков группой лиц. Наказание выглядит избыточно жестко по отношению к одиночкам. Представляется, что кратность штрафов для одиночек должна быть меньше (вполне хватило бы 2…3-х кратных штрафов), а лишения свободы за единоличную незаконную добычу вообще применять не следовало бы. У нас же гуманное государство, и мы понимаем, что затеять единоличную добычу драгоценных металлов и камней могут люди не ради богатства, а от безысходности бытия – от отсутствия какого-либо законного способа заработать себе на хлеб в некоторых отдаленных регионах России.

Да и для «деяний, совершенные организованной группой», на фоне штрафов аж в 15-ти кратном размере от стоимости незаконно добытого, лишение свободы на срок до 7 лет – явно перебор. Даже в законопроекте, находящемся в Госдуме, срок лишения свободы не превышает 4 лет. У нас же не Гулаг, зачем нам такие «сидящие», пусть лучше расплатятся деньгами, и работают далее по закону…

Причем в Пояснительной записке к законопроекту Минфина его авторы сами указывают на то, что Пленум Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 33 рекомендовал обсуждать возможность применения лицам, признанным виновными в совершении преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, назначать более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление, условное наказание. Так зачем вообще в статье 255 УК РФ сохранять наказание в виде лишения свободы, если строгость наказания напрямую (кратно) уже заложена в зависимости кратности штрафа от ущерба, наносимого преступлением экономике государства? Штраф, тем более кратный, за преступление в экономической сфере выглядел бы для всех случаев статьи 255 логичным и достаточным для эффективного предотвращения преступлений.

2. То, что законопроект Минфина не рассматривает введение уголовного наказания за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней – это, без сомнения, торжество здравого смысла. Идея ввести уголовную ответственность за непонятную «самовольную» добычу, а также за оборот (совершение сделок, а также хранение, перевозку, пересылку в любом состоянии) «самовольно» добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в законопроекте в Госдуме чрезвычайно вредна для рынка этих камней.

С точки зрения здравого смысла, введение уголовной ответственности за «самовольную» добычу полудрагоценных камней выглядит абсурдом — нерационально для бюджета государства и не соответствует мировой практике. Что охранять отдельной статьей уголовного кодекса, если вклад оборота данных камней в оборот всей сферы ДМДК России совершенно ничтожен — оборот всех полудрагоценных камней в России с 2016 по 2019 годы составлял ежегодно от 3,1 до 7 млн. долларов, имея долю в суммарном обороте сферы ДМДК, не превышающую 0,06%. При этом по данным МВД России (из Пояснительной записки к законопроекту!), незаконный доход физических лиц, добывающих янтарь, может составлять до 67 тыс. руб. в месяц, а добывающих нефрит — до 75 тыс. руб. в месяц. О какой угрозе экономической безопасности России может идти здесь речь?

3. Непонятно, зачем законопроект Минфина устанавливает по статье 255 УК РФ значение «крупного размера» в 1 млн. рублей, в то время как для всех прочих статей УК РФ сегодня «крупным размером» считается сумма в 2,25 млн. рублей. Представляется, такая же сумма должна быть «крупным размером» и для статьи 255 УК РФ.

На этапе оборота…

Таблица 2. УК РФ Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


1. О совершении сделок, связанных с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями уже говорили. Естественно, все относящееся к статье 255 УК РФ в части данных объектов, относится и к статье 191 УК РФ. А вот сколько людей может пострадать в случае принятия такой редакции статьи – вопрос открытый, и зависит от возможной практики правоприменения. Теоретически – миллионы россиян.

На протяжении всей истории СССР и России так называемые полудрагоценные камни были в абсолютно свободном обороте. Наверное, в каждой российской семье какой-нибудь «полудрагоценный» камушек, в том или ином виде, да хранится. Стоит ли говорить про коллекционеров минералов, которых в России по экспертным оценкам не менее ста тысяч… Так вот, с введением в силу статьи 192 в редакции законопроекта, пребывающего в Госдуме, все эти люди – уголовные преступники, т.к. случись у них обыск, или захоти они продать принадлежащие им «полудрагоценные» камни – доказать следователям «не самовольную» их добычу не сможет никто. Во-первых, подавляющее большинство таких камней приобреталось на бесчисленных за десятилетия минералогических выставках, самоцветных развалах и так далее, где никто никаких сопроводительных документов к камням никогда не давал. А, во-вторых, даже если у кого такие документы и были, то вряд ли их сохранили – кому и зачем нужно было хранить чеки и квитанции к камням, оборот которых никогда не требовал подтверждения законности их приобретения?

Читайте также  Крупнейшие мировые биржи драгметаллов

Впрочем, если данную норму в законопроект в Госдуме инициаторы ввели как раз для этого – чтобы расширить базу россиян для потенциального обвинения в нарушении уголовного кодекса до 100% населения (на всякий случай, вдруг пригодится) – то в этом случае логика соблюдена.

Слава Богу, в Минфине России понимают все вышеизложенное, и в своем законопроекте не трогают тему полудрагоценных камней.

2. По сравнению с действующей редакцией статьи 191 УК РФ, Минфин России предлагает вывести из диспозиции статьи понятия «природные драгоценные камни либо жемчуг», заменив на «драгоценные камни», что выглядит логично, т.к. устраняет избыточность текста — в 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» прописано, что драгоценные камни – это природные… (идет перечисление наименований). Однако есть опасения, что изъятие слова «природные» из статьи 191 УК РФ будет восприниматься правоохранительными органами как обозначение того, что и оборот дорогостоящих синтетических аналогов перечисленных в законе камней также подпадает под данную статью. Например, оборот синтетических алмазов. Подобная возможная трактовка изменения нормы статьи УК РФ выглядит неприемлемой.

В «сухом остатке» — законопроект Минфина намного лучше законопроекта, ожидающего в Госдуме второго чтения. Хотя и Минфиновский законопроект желательно улучшить, о чем и было сказано. Остается ждать, как будут развиваться события. Прежний законопроект отзовут из Госдумы? Внесут новый, Минфина России?

Владимир Збойков для Rough&Polished

Что говорит закон о незаконном обороте драгметаллов?

Незаконный оборот драгоценных металлов – виновное противоправное деяние, предусмотренное статьёй 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое предусмотрено наказание в виде принудительных работ и (или) штрафа. Уголовные кодексы многих современных стран предусматривают данное деяние в качестве преступного. Давайте же попробуем вместе разобраться в следующих вопросах: какова сущность, природа, особенности и последствия данного деяния.

Уголовно-правовая характеристика

Понятие «уголовно-правовая характеристика» включает в себя следующие составляющие:

  1. Родовой объект.
  2. Видовой объект.
  3. Непосредственный объект.
  4. Дополнительный объект.
  5. Личность потерпевшего.
  6. Деяние.
  7. Общественно-опасные последствия.
  8. Взаимосвязь между деянием и общественно-опасными последствиями.
  9. Субъект (его возраст и возраст, с которого согласно закону может наступать уголовная ответственность).
  10. Вина (в форме умысла или неосторожности).
  11. Цель преступления.
  12. Мотивы совершения преступления.

Изъятое золото в качестве доказательства

Если охарактеризовать преступление, предусмотренное статьей 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с перечнем признаков, представленного выше, то можно отметить следующее:

  • родовым объектом незаконного оборота драгоценных металлов являются общественные отношения в сфере экономики;
  • видовой объект данного преступления – установленный законодательством порядок оборота валютных ценностей;
  • дополнительный объект – отсутствует;
  • личность потерпевшего не характеризуется какими-либо особыми признаками, поскольку потерпевшим от этого преступления может признаваться любое лицо;
  • состав данного преступления может выражаться в следующих альтернативных действиях: совершение сделки, которая связана, в частности, с драгоценными металлами, не в соответствии с правилами, предусмотренными действующим законодательством для данного вида сделок; незаконное хранение драгоценных металлов; незаконная транспортировка драгоценных металлов; незаконная пересылка драгоценных металлов.

Важно отметить, что предметом данного преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг. Соответственно, не являются предметом данного преступления ювелирные и бытовые изделия, а также лом ювелирных и бытовых изделий.

Продолжая уголовно-правовую характеристику преступления, предусмотренного статьёй 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, отметим следующее:

  • субъектом рассматриваемого преступления (то есть лицом, которое совершило общественно-опасное деяние, и будет нести ответственность за совершённое им деяние в соответствии с законом об уголовной ответственности Российской Федерации) может быть вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет;
  • относительно формы вины важно отметить, что деяние человека может быть квалифицировано по статье 191 Уголовного кодекса Российской Федерации только в случае наличия у субъекта прямого умысла на совершение данного преступного деяния, что подразумевает осознание субъектом противоправности и общественной опасности его действий, а также желание субъекта, чтобы общественно-опасные последствия настали;
  • цели данного преступления могут быть разнообразными, но, как правило, это желание получения неправомерной выгоды;
  • мотивы преступления, также как и цели, на квалификацию деяния не влияют.

Криминалистическая характеристика

Понятие «криминалистическая характеристика» включает в себя следующие критерии:

  • предмет преступного посягательства;
  • обстановка совершения конкретного преступного деяния;
  • условия совершения конкретного преступного деяния;
  • способы совершения конкретного преступного деяния;
  • особенности следовой картины конкретного преступления;
  • личность преступника и другие.

Если рассматривать основные из представленных выше критериев, то необходимо отметить следующее:

Предметом незаконного оборота драгоценных металлов могут выступать:

  • аноды вторичные (вторичный анодный сплав);
  • вторичный шлам;
  • готовая продукция в виде КП-1, КП-2 и готового ОК;
  • медная губка;
  • продукты, производимые и получаемые на других (помимо электролизного и плавильного участков) участках металлургического цеха, а также в цехах электролиза никеля и меди;
  • пульпа выщелачивания вторичного шлама (медной губки, привозного сырья);
  • скрап никелевых анодов (в том числе промытый);
  • фрагменты вторичного анодного сплава;
  • шлак первой и второй группы;
  • шлаковые аноды;
  • шлам вторичный выщелоченный, медная губка выщелоченная, объединенный концентрат (ОК) промытый;
  • шлам вторичный сухой, КП-2, сухой ОК.

Обстановка совершения преступления, а именно незаконного оборота драгоценных металлов, может характеризоваться следующими факторами:

  • материальные;
  • производственные;
  • социально-психологические.

Наиболее важной составляющей обстановки совершения преступления в форме незаконного оборота драгоценных металлов являются особые условия деятельности потерпевшего от преступления (которым, как правило, является предприятие, специализирующееся на добыче и переработке драгоценных металлов):

  • специфика особого вида деятельности, а именно добычи и (или) переработки драгоценных металлов, которая включает в себя разнообразные сферы деятельности (хозяйственная и управленческая, коммерческая и финансовая, производственная и информационная, посредническая и торговая, транспортная и топливно-энергетическая и другие);
  • форма собственности предприятия, специализирующегося на добыче и (или) переработке драгоценных металлов, а также существующий правовой режим обеспечения сохранности имущества и продуктов деятельности;
  • характер выпускаемой продукции;
  • специфические особенности систем учёта и отчётности;
  • установленный порядок реализации выпускаемой (добываемой) продукции;
  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • погодные и климатические условия и многое другое.

К условиям совершения данного преступления относятся следующие:

  1. Природно-климатические, которые проявляются в том, что предприятия, осуществляющие добычу и (или) переработку драгоценных металлов, как правило, территориально расположены в районах Крайнего Севера, что, несомненно, двузначно влияет на характер и динамику преступлений в данной сфере (как правило, такие преступления легко раскрываемые ввиду того, что данные территории не являются густонаселёнными и выявить преступника не составляет особого труда; но, в то же время, львиная доля совершаемых здесь преступлений остаются латентными, то есть информация об их совершении не доводится до сведения правоохранительных органов);
  2. Промышленные, которые нередко способствуют не только осуществлению противоправных деяний, но и их сокрытию. Отсутствие контроля, эффективной охраны объектов и многие другие факторы способствуют росту количественных показателей преступности в данной сфере.
  3. Некоторые законодательные, к которым, например, можно отнести неприкосновенность частной собственности. Характер деятельности, особенность заключаемых сделок и другие производственные вопросы деятельности частных предприятий, специализирующихся на добыче и производстве драгоценных металлов, сложно отследить ввиду неприкосновенности частной собственности, что, в частности, может порождать рост преступности в данной сфере.

К способам совершения преступления, предусмотренного статьёй 191 Уголовного кодекса Российской Федерации можно отнести следующие:

  1. Хищение и последующее хранение продуктов, которые содержат в своём составе драгоценные металлы.
  2. Хищение и последующий сбыт продуктов, которые содержат в своём составе драгоценные металлы.
  3. Заключение незаконной сделки, предметом которой выступают драгоценные металлы.
  4. Транспортировка драгоценных металлов и продуктов, которые содержат в своём составе драгоценные металлы, как в пределах государственной границы Российской Федерации, так и вывоз таких предметов за пределы Российской Федерации.

Важно отметить, что уголовная ответственность в соответствии со статьёй 191 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает только в случае совершения данного преступления в крупных размерах, что подразумевает стоимость драгоценных металлов, которая превышает 1 миллион 500 тысяч российских рублей.

Особенности следовой картины преступления, предусмотренного статьёй 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключаются в следующем:

  1. Фиксации нарушений дисциплины на предприятии, специализирующемся на добыче и (или) производстве драгоценных металлов.
  2. Фиксации фактов нарушения правил пропускного режима на предприятии (пропуск людей и автотранспорта).
  3. Фиксации фактов нарушения правил выноса (вывоза) готовой продукции за пределы предприятия.
  4. Фиксации фактов нарушения правил работы технических средств охраны, а также установленных правил их эксплуатации.
  5. Фиксации фактов нарушений (систематических нарушений) правил внутреннего режима на объекте.
Читайте также  Виза мани трансфер что это

Личность преступника, совершившего преступление, предусмотренное статьёй 191 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, характеризуется следующими особенностями:

  1. Процесс хищения продуктов и(или) полупродуктов процесса производства (добычи) драгоценных металлов характеризуется наличием специального субъекта, которым может быть сотрудник предприятия, специализирующегося на добыче (производстве) драгоценных металлов, который непосредственно задействован в процессах технологического производства (аппаратчики–гидрометаллурги, электролизники, огнеупорщики и другие).
  2. Сокрытие похищенного, как правило, осуществляют такие субъекты как вспомогательный и оперативный (дежурный) персонал предприятия.
  3. Непосредственно скупку предметов рассматриваемого преступления осуществляют чаще всего члены организованных преступных групп, которые действуют на территории региона-территориального расположения предприятий, специализирующихся на добыче (производстве) драгоценных металлов.
  4. Субъектом преступного действия в форме транспортировке похищенных драгоценных металлов может выступать любой человек.

Наказание

Какое наказание предусмотрено санкцией статьи?

Согласно санкции статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение данного преступления предусмотрены следующие виды наказания:

  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет;
  • штраф в размере до 500 тысяч рублей;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осуждённого за период до 3 лет;
  • штраф в размере до 1 миллиона рублей.

В целом, незаконный оборот драгоценных металлов – преступление, характерное для отдельных регионов Российской Федерации, где, непосредственно, производится добыча драгоценных металлов.

«Почему спите?» Министра отчитали из-за незаконных старателей 10 марта 2021, 12:02

  • Подписаться на канал новостей TengriNews:
  • Google News
  • Яндекс Новости
  • Email рассылка
  • Новости
  • Новости Казахстана
  • Новости мира

Министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова отчитали на заседании Мажилиса из-за незаконного оборота драгоценных металлов, передает корреспондент Tengrinews.kz.

В Мажилисе в ходе обсуждения проекта закона «О ратификации Соглашения об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза» депутат Альберт Рау спросил министра об ответственности за незаконный оборот драгметаллов.

«Государства-члены будут принимать меры по гармонизации административной и иной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из них в рамках ЕАЭС. (. ) В какую сторону будем гармонизировать — в сторону усиления ответственности или в сторону ослабления?» — спросил Рау.

«Действительно, этот вопрос у нас на повестке дня уже порядка шести лет. С 2016 года министерство на постоянной основе инициирует вопрос вообще усиления уголовной ответственности, усиления ответственности за оборот драгоценных металлов, за незаконный вывоз, переработку. Мы инициировали несколько раз, но тем не менее Генеральная прокуратура в рамках гуманизации Уголовного кодекса нас не поддержала. В 2018 году, когда были в Акмолинской области на предприятиях хищения благородных металлов и концентратов, мы опять же инициировали этот вопрос. В Административный кодекс в 2019 году был внесен штраф, это проникновение на строго охраняемые объекты.

Но у нас, у членов ЕАЭС, действительно разные подходы к вопросам наказания за эти нарушения. Мы сегодня делаем анализ, статистику собираем для того, чтобы инициировать усиление наказания, внесение изменений в Уголовный кодекс для того, чтобы именно за эти нарушения были наказаны. Гармонизация сейчас идет, потому что у всех членов очень разный подход. В некоторых государствах это на уровне уголовного наказания, в некоторых — административные штрафы», — ответил Атамкулов.

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин акцентировал внимание, что в Казахстане статьи за незаконный оборот драгметаллов декриминализованы, в то время как, к примеру, в России и Беларуси за подобные правонарушения предусматривается уголовная ответственность.

«В нашей стране предусмотрена только административная ответственность. И это при том, что количество хищений драгоценных металлов и, как следствие, их незаконный оборот не снижаются, а растут из года в год«, — сказал председатель Мажилиса.

По его словам, только на «Казахалтыне» с 2015 по 2020 годы было задержано более 32 тысяч нелегальных старателей. С февраля 2019 года по сентябрь 2020 года там же задержали и передали в полицию 5 722 нелегальных старателя, из них 80 процентов совершили преступление повторно.

При этом Нурлан Нигматулин отметил, что преступников не останавливают ни административный арест, ни штрафы.

«Незаконных старателей, как показывает практика, штрафами не запугать. По оценке экспертов, на каждые три тонны легально добытого у нас золота приходится одна тонна добытого нелегально. Акционеры, инвесторы принимают разные меры, МВД активно борется, но ситуация не улучшается. Я сейчас услышал ваш ответ, Бейбут Бакирович, действительно, декриминализация произошла в те годы, но ни министерство, ни правительство не вносило ни одного раза предложения по ужесточению наказания. Ни МВД, ни Генеральная прокуратура не возражают по усилению ответственности.

Вопрос в другом — на чьей стороне министерство. Вы с кем — с акционерами отечественных предприятий или с этими незаконными старателями?» — добавил Нигматулин.

Выслушав ответ министра о необходимости усиления наказания за эти правонарушения, спикер Мажилиса поднял вопрос, почему министерство не внесло такие предложения.

«Так чего же вы тогда ждете? Почему спите? Министерство индустрии и инфраструктурного развития должно быть в первую очередь заинтересовано в ужесточении наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. И вам надо не просто говорить об этой проблеме, вам нужно внести. Мы вас поддержим до точки с запятой. И я думаю, правоохранительные органы вас поддержат», — подчеркнул спикер Мажилиса.

Скупка с лицензией

Минфин обрабатывает розничный рынок драгметаллов и камней

Минфин разработал законопроект, предлагающий лицензировать скупку у граждан ювелирных изделий из драгоценных металлов или камней. Данный закон мог бы решить вопрос оттока с рынка ломбардов и перепрофилирование их в скупки и комиссионки. Однако представители и скупок, и ломбардов видят в лицензировании в предложенном виде больше минусов, чем плюсов.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Минфин опубликовал проект закона, совершенствующий порядок организации и осуществления надзора за оборотом драгметаллов и драгоценных камней. Им предлагается сделать обязательным лицензирование деятельности, связанной со скупкой у населения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней (лома таких изделий), а также обработкой (переработкой) лома и отходов драгметаллов.

5,6 тысячи

юрлиц и индивидуальных предпринимателей занимаются скупкой у граждан изделий из драгметаллов или камней

В пояснительной записке к проекту указывается, что в 2016 году насчитывалось 5,7 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих скупку у населения изделий из драгметаллов или камней, а также лома таких изделий. В 2017 году их количество сократилось до 4,4 тыс. а в 2018 году — увеличилось до 5,6 тыс. Указанные субъекты составляют около 14% от общего количества лиц, состоящих на специальном учете в Пробирной палате России. По мнению Минфина, лицензирование такой деятельности позволит гражданам избежать продажи драгметаллов организациям-перекупщикам и обеспечит их возврат в активный оборот, упростит идентификацию переработчиков вторичного сырья, а также сократит количество правонарушений по использованию нелегальных схем в виде незаконного возмещения НДС и уклонения от его уплаты.

Согласно проекту, получить лицензию компании будут обязаны не позднее одного года после вступления закона в силу. Полномочиями по лицензированию предлагается наделить Пробирную палату. За отсутствие лицензии на должностных лиц и ИП будут налагаться штрафы в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юрлиц — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.

Сейчас, чтобы осуществлять скупку у физлиц ювелирных изделий и обработку драгоценных металлов, организации должны получить в Пробирной палате карту специального учета юрлиц и ИП, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, пояснили в компании «Регион Золото». «Таким образом, компании уже проходят процедуру отбора для работы на данном рынке, и лицензирование является избыточным,— отметили там.— При крупных сделках свыше 600 тыс. руб. в обязательном порядке подаются данные в Росфинмониторинг».

Читайте также  Что относится к малому и среднему бизнесу

Участники ломбардного рынка неоднократно указывали на то, что на фоне усиления регулирования со стороны ЦБ ломбарды уходят в тень, переквалифицируясь в скупки изделий из драгметаллов. При этом в отсутствие регулирования они создают недобросовестную конкуренцию легальным игрокам. Впрочем, одно лишь лицензирование скупок, предложенное Минфином, проблему не решит. По словам председателя Ассоциации развития ломбардов Сергея Соковникова, положительно закон повлияет на собственников, которые находятся на стадии рассуждения, закрывать ли им ломбард и уходить в скупку. Но формулировки проекта недостаточно конкретны, чтобы исключить возможные схемы ухода от регулирования. По мнению главы Национального объединения ломбардов Алексея Лазутина, было бы более эффективным и правильным ввести для участников рынка оборота драгметаллов институт саморегулирования. «С введением лицензирования процедура выхода на рынок усложнится и появятся дополнительные барьеры для участников,— говорит он.— Ломбарды, в бизнес-модели которых часто присутствуют легальные скупочные компании, будут вынуждены нести дополнительные затраты для получения лицензий и соблюдения требований всех регуляторов».

Юристы указывают, что размер штрафа, который предполагается установить за отсутствие лицензии, не сможет существенно повлиять на ситуацию. «Штраф в указанном размере вряд ли парализует работу скупок, но, видимо, такой цели и не ставится»,— отмечает партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Федеральный закон Российской Федерации О драгоценных металлах и камнях

Незаконный оборот драгоценных металлов в России и последующий вывоз их за границу рассматриваются как противоправные действия. Это подрывает стабильное положение рынка Российской Федерации, обесценивает стоимость самих металлов и камней и приводит к колебаниям курса на бирже. Для предотвращения таких действий добыча благородных металлов и камней фиксируются государством. В последующем для реализации такого товара необходимо получение специальной лицензии.

Любые операции с дорогостоящими элементами прибыльны, а потому привлекают большое количество мошенников, которые осуществляют нелегальный оборот драгметаллов. Такие манипуляции подпадают под уголовное дело и установлены ФЗ О драгоценных металлах и драгоценных камнях от 26 марта 1998 года No 41.

Специфика нарушений

Все действия с драгоценными минералами имеют некоторые особенности и зависят от вида области, к которой принадлежат материалы. В частности, алмаз больших размеров, который обладает товарным видом, можно перевозить, передавать и проводить другие действия при наличии обязательных документов. Они подтверждают право собственности на камень. Только в таком случае можно избежать наказания за незаконный оборот драгоценных металлов. А если брать алмаз без огранки, то необходимо иметь лицензию, позволяющую проводить манипуляции с товаром. Иначе все операции с таким ресурсом подпадают под статью УК РФ о незаконном хранении и перевозке драгоценных металлов и драгоценных камней.

Такая же ситуация складывается и с оборотом не переработанной руды. Даже официально работающие добывающие компании не могут осуществлять оборот минералов, которые являются золотовалютным резервом страны. Распространение даже небольшого количества руды, в которой есть золото или самородки, преследуется федеральным законом УК РФ. Это связано с тем, что отдельный субъект не имеет права допуска к обороту благородных ресурсов, а значит, не может передавать, продавать или вывозить их за границу.

Уголовный кодекс Российской Федерации подразумевает также привлечение к ответственности лиц, которые, зная о содержании в деталях технического оборудования драгоценных сплавов серебра, золота или платины, произведут манипуляции по их выпаиванию с целью дальнейшего извлечения из них драгметаллов. В этом случае из так называемого лома или деталей сплав переходит в область неотшлифованных благородных минералов. А это уже незаконный оборот драгоценных металлов, который регулируется статьей 191 УК РФ.

Законодательные нормы

Чтобы понимать, в каком случае действия квалифицируются, как незаконное хранение и перевозка драгоценных металлов, необходимо иметь четкое представление о предметах, подпадающих под действие УК РФ. Закон о драгоценных металлах и драгоценных камнях говорит о том, что к благородным минералам причисляются платина и элементы этой группы со схожими характеристиками, а также золото и серебро в следующем виде:

  • сплава, образованного в недрах земной коры, то есть так называемого самородка;
  • материала, из которого были удалены лишние примеси с помощью промышленного метода;
  • монет, которые не участвуют в официальном денежном обороте в странах, относящихся к мировым державам;
  • промышленного сырья, заготовки для применения в производстве, минерального состава, имеющем искусственное происхождение, в качестве отходов жизнедеятельности.

К благородным камням относится алмаз, сапфир, изумруд, александрит и рубин, некоторые образования из янтаря и жемчуга.

УК РФ выделяет следующие состояния камней и сплавов, при которых оборот не будет признан незаконным:

  • камень должен быть ограненным;
  • материал в состоянии, непригодном для изготовления ювелирных украшений;
  • камни, на которые действует закон как в отношении искусственно выращенных;
  • сплав в виде изделия для ювелирного производства или обихода.

Это значит, что в отношении фрагмента минерала, его хранения и транспортировки действия расцениваются как незаконная перевозка драгоценных металлов. Но если из этого же куска изготовить ювелирное украшение, то даже минерал самой высокой пробы перестает быть предметом уголовно-преследуемого действия. В таком случае его можно спокойно продавать, перевозить и осуществлять с ним любые сделки.

Виды правонарушений с драгоценными минералами

Для того чтобы квалифицировать деяние с минералами, относящихся к благородным, как нарушение, подпадающее под статью 191 Уголовного кодекса, необходима совокупность следующих факторов:

  1. Наличие самого предмета, в отношении которого осуществляется оборот, то есть минерал должен находиться в естественной форме, характерной для природного ресурса.
  2. Нарушение регламента заключаемого договора, если не соблюдены один или несколько обязательных пунктов, необходимые для выполнения при осуществлении сделки.
  3. Отсутствие прав на продажу (передачу) камня или металла у одной из сторон сделки. Это значит, что у продавца отсутствует лицензия на осуществление оборота или право собственности на драгоценный минерал.
  4. Минерал, участвующий в договоре купли-продажи, был добыт незаконным путем.
  5. Противоправное действие совершено частным или должностным лицом, достигшим 16-летнего возраста. Человек может быть гражданином РФ, подданным другого государства, лицом без гражданства.

Виды нарушений, в свою очередь, зависят от стадии обращения минералов: осуществление противоправных сделок, незаконное хранение, транспортировка или пересылка элементов вне зоны действия правового поля.

Ответственность за преступление

Наказание за преступление, предусмотренное статьей 191 УК Российской Федерации, зависит от ущерба.

Если сумма составляет более полутора миллионов рублей, ущерб считается крупным. При денежном эквиваленте в 6 миллионов рублей – в особо крупных размерах. В последнем случае подлежит применению часть 1 Закона Российской Федерации No 41. За совершение противоправного деяния могут назначаться принудительные работы или отбывание тюремного срока в 5 лет. Дополнительно может быть выписан штраф в размере 500 тысяч рублей или равный сумме дохода за 3 года.

Если правонарушение совершено группой лиц, действие подпадает под действие части 2 статьи 191 Уголовного кодекса России. В этом случае назначаются принудительные работы в течение 5 лет или назначается тюремное заключение сроком не более 7 лет. Штрафные санкции составляют до 1 миллиона рублей или в размере совокупного доход за 5 лет.

Если сумма ущерба меньше крупного, предусмотрены штрафные санкции. Для частных лиц сумма взыскания составляет от 3 до 5 тысяч рублей. На должностное лицо может быть наложен штраф в размере 10—15 тысяч. Для юридического лица сумма взыскания составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Тактика расследования

Если появились данные о противоправных действиях с драгоценными минералами, первое, что должно быть установлено – действительно ли они подпадают под квалификацию статьи 191 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Далее минералы изымаются и проводится их анализ с целью определения принадлежности к камням или металлам, относящимся к запрещенным для свободного оборота. Если статус драгоценного элемента установлен, это означает, что для проведения сделки необходимы соответствующие документы. К обладателю минерала предъявляется требование предоставить документацию, которая подтвердит законность проведения сделки.

Анализ законности самой сделки – последний шаг на пути к избавлению от уголовного преследования или, в случае несоблюдения хотя бы одного из пунктов закона, наступлению ответственности и применению меры наказания.

На сегодняшний день к подобным преступлениям относятся не только случаи незаконного сохранения или транспортировки драгоценных металлов, но и чеканка фальшивых монет, противоправное увеличение количества ценных бумаг.