Что финансируется из государственного бюджета

Что финансируется из государственного бюджета

Статья 26.14. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации

1. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации ведут реестры расходных обязательств субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В случаях, установленных федеральными законами, из бюджета субъекта Российской Федерации федеральному бюджету могут предоставляться субсидии для софинансирования расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.

В случаях и порядке, установленных законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 313-ФЗ)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).

2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

При установлении нормативов расходов на финансовое обеспечение полномочий, указанных в подпункте 40 пункта 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и оплате труда работников аппарата мировых судей высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействует с советом судей субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

3. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

4. Порядок осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанных в пункте 7 статьи 26.3 и статье 26.5 настоящего Федерального закона, устанавливается соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение указанных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Тема 3. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

6. Расходы государственного бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации);

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов;

федеральная инвестиционная программа;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет.

В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:

§ текущие (на обеспечение текущих потребностей);

§ капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.

Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов.

Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.

Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.

Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.

Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.

В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды:

— Федеральный дорожный фонд РФ;

— Фонд развития таможенной системы;

— Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

— Фонд развития федеральной пограничной службы;

— Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

— Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

Читайте также  Столичное коллекторское агентство отзывы

— Федеральный экологический фонд;

— Государственный фонд борьбы с преступностью.

Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.

Экономика. 11 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.

Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.

Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.

Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.

Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.
Читайте также  Редкие 50 копеек 1986 года ценой от 10 000 рублей

Ответ: на рисунке 5.

Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Отправить по почте

Краткая информация об исполнении федерального бюджета

Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета
(данные с 1 января 2006 г.) Отправить по электронной почте

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 28.10.2021

Дата изменения: 28.10.2021

Прикрепленный файл: xlsx, 285.86 кБ

Краткая информация об исполнении федерального бюджета (млрд. руб)

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
РАЗДЕЛ I
1 Доходы, всего 6 278.9 7 781.1 9 275.9 7 337.8 8 305.4 11 367.7 12 855.5 13 019.9 14 496.9 13 659.2 13 460.0 15 088.9 19 454.4 20 188.8 18 719.1
1.1. Нефтегазовые доходы 2 943.5 2 897.4 4 389.4 2 984.0 3 830.7 5 641.8 6 453.2 6 534.0 7 433.8 5 862.7 4 844.0 5 971.9 9 017.8 7 924.3 5 235.2
1.2. Ненефтегазовые доходы 3 335.3 4 883.7 4 886.5 4 353.8 4 474.7 5 725.9 6 402.4 6 485.9 7 063.1 7 796.6 8 616.0 9 117.0 10 436.6 12 264.5 13 483.8
1.2.1. Связанные с внутренним производством 1 527.3 2 140.6 1 884.8 1 453.7 1 697.7 2 327.6 2 603.8 2 681.5 3 113.6 3 467.6 3 780.6 4 741.9 5 430.9 6 389.6 6 260.3
1.2.1.1. НДС (внутрений) 924.2 1 390.4 998.4 1 176.6 1 328.7 1 753.2 1 886.1 1 868.2 2 181.4 2 448.3 2 657.4 3 069.9 3 574.6 4 257.8 4 268.6
1.2.1.2. Акцизы 93.2 108.8 125.2 81.7 113.9 231.8 341.9 461.0 520.8 527.9 632.2 909.6 860.7 946.7 900.3
1.2.1.3. Налог на прибыль 509.9 641.3 761.1 195.4 255.0 342.6 375.8 352.2 411.3 491.4 491.0 762.4 995.5 1 185.0 1 091.4
1.2.2. Связанные с импортом 945.6 1 385.3 1 794.6 1 360.4 1 787.1 2 236.7 2 445.8 2 418.0 2 474.3 2 404.4 2 539.6 2 728.6 3 211.5 3 644.5 3 748.8
1.2.2.1 НДС на ввозимые товары 586.7 871.1 1 133.8 873.4 1 169.5 1 497.2 1 659.7 1 670.8 1 750.2 1 785.2 1 913.6 2 067.2 2 442.1 2 837.4 2 933.5
1.2.2.2. Акцизы на ввозимые товары 17.3 26.2 35.3 19.8 30.1 46.6 53.4 63.4 71.6 54.0 62.1 78.2 96.3 90.3 102.1
1.2.2.3. Ввозные пошлины 341.6 488.0 625.6 467.2 587.5 692.9 732.8 683.8 652.5 565.2 563.9 583.2 673.0 716.9 713.2
1.2.3. Прочие 862.5 1 357.9 1 207.1 1 539.7 990.0 1 161.6 1 352.7 1 386.4 1 475.2 1 924.6 2 295.8 1 646.5 1 794.2 2 230.4 3 474.8
РАЗДЕЛ II
2 Расходы, всего 4 284.8 5 986.6 7 570.9 9 660.1 10 117.5 10 925.6 12 895.0 13 342.9 14 831.6 15 620.3 16 416.4 16 420.3 16 713.0 18 214.5 22 821.6
2.1. Общегосударственные вопросы 533.2 815.7 839.4 853.1 887.9 777.8 809.9 850.7 935.7 1 117.6 1 095.6 1 162.4 1 257.1 1 363.5 1 507.7
в т.ч. обслуживание государственного и муниципального долга* 172.8 143.1 153.3 176.2 195.0
2.2. Национальная оборона 681.8 831.9 1 040.9 1 188.2 1 276.5 1 516.0 1 812.4 2 103.6 2 479.1 3 181.4 3 775.3 2 852.3 2 827.0 2 997.4 3 168.8
2.3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 550.2 667.0 835.6 1 004.5 1 085.4 1 259.8 1 843.0 2 061.6 2 086.2 1 965.6 1 898.7 1 918.0 1 971.6 2 083.2 2 226.6
2.4. Национальная экономика 345.0 692.6 1 025.0 1 650.7 1 222.7 1 790.2 1 968.5 1 849.3 3 062.9 2 324.2 2 302.1 2 460.1 2 402.1 2 827.1 3 483.9
2.5. Жилищно-коммунальное хозяйство 52.7 294.9 129.5 151.6 234.9 279.8 228.8 177.5 119.6 144.1 72.2 119.5 148.8 282.2 371.5
2.6. Охрана окружающей среды 6.6 8.2 10.2 13.0 13.5 17.6 22.5 24.3 46.4 49.7 63.1 92.4 116.0 197.6 260.6
2.7. Образование 212.4 294.6 355.0 418.0 442.8 553.4 603.8 672.3 638.3 610.6 597.8 615.0 722.6 826.5 956.9
2.8. Культура, кинематография и средства массовой информации* 55.2 71.0 88.9 111.7 125.6
Культура, кинематография 83.8 89.9 94.8 97.8 89.9 87.3 89.7 94.9 122.4 144.5
2.9. Здравоохранение и спорт* 147.5 196.5 278.2 352.3 347.4
Здравоохранение 499.6 613.8 502.0 535.5 516.0 506.3 439.8 537.3 713.0 1 334.4
2.10. Социальная политика 201.2 214.0 293.6 323.5 344.9 3 128.5 3 859.7 3 833.1 3 452.4 4 265.3 4 588.5 4 992.0 4 581.8 4 882.8 6 990.3
2.11. Физическая культура и спорт 44.2 45.7 68.0 71.2 73.0 59.6 96.1 64.0 81.4 75.3
2.12. Средства массовой информации 61.1 77.5 77.3 74.8 82.1 76.6 83.2 88.4 103.5 121.1
2.13. Обслуживание государственного и муниципального долга 262.7 320.0 360.3 415.6 518.7 621.3 709.2 806.0 730.8 784.2
2.14. Межбюджетные трансферты* 1 498.9 1 900.1 2 674.6 3 593.4 4 135.9
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 651.3 599.4 668.1 816.1 682.0 672.0 790.7 1 095.4 1 003.1 1 395.9
РАЗДЕЛ III
3 Дефицит (-)/Профицит (+) 1 994.1 1 794.6 1 705.1 -2 322.3 -1 812.0 442.0 -39.4 -323.0 -334.7 -1 961.0 -2 956.4 -1 331.4 2 741.4 1 974.3 -4 102.5
3.1. Ненефтегазовый дефицит -949.5 -1 102.8 -2 684.4 -5 306.3 -5 642.7 -5 199.7 -6 492.6 -6 857.0 -7 768.5 -7 823.7 -7 800.4 -7 303.3 -6 276.4 -5 950.0 -9 337.7
РАЗДЕЛ IV
4 Источники финансирования дефицита федерального бюджета — всего -1 994.1 -1 794.6 -1 705.1 2 322.3 1 812.0 -442.0 39.4 323.0 334.7 1 961.0 2 956.4 1 331.4 -2 741.4 -1 974.3 4 102.5
4.1. Источники внутреннего финансирования дефицита -1 243.6 -1 614.1 -1 570.0 2 450.9 1 692.4 -336.9 21.4 270.2 481.4 2 257.0 2 913.6 542.9 -2 530.9 -2 263.6 4 403.2
4.1.1. Источники внутреннего финансирования дефицита (без учета изменения остатков на счетах) 154.6 147.1 421.2 421.9 7.5 1 302.8 420.7 831.8 4 076.3 1 242.4 -683.7 1 176.5 1 471.2 918.5 4 529.8
4.1.2. Сальдо внутреннего долга: 177.6 223.5 171.6 415.9 621.5 1 079.7 511.4 358.4 1 025.3 15.3 492.4 1 123.5 507.5 1 377.6 4 600.6
4.1.2.1. привлечение 237.6 293.6 266.3 515.9 857.2 1 378.8 911.9 821.7 1 348.9 836.0 1 054.9 1 756.4 1 036.6 2 082.7 5 176.4
4.1.2.2. погашение государственного внутреннего долга -59.9 -70.1 -94.7 -100.0 -235.7 -299.1 -400.4 -463.3 -323.7 -820.8 -562.5 -633.0 -529.0 -705.2 -575.8
4.1.3. Бюджетные кредиты: -5.0 -120.6 -157.8 -75.0 -2.3 -40.3 -165.0 -161.3 -177.9 -20.4 69.9 55.9 -217.2
4.1.3.1. предоставление -20.7 -170.2 -170.3 -128.5 -129.8 -132.5 -247.8 -341.5 -355.0 -333.8 0.0 -223.6
4.1.3.2. возврат 15.6 49.6 12.4 53.5 127.4 92.3 82.8 180.2 177.1 313.5 69.9 55.9 6.4
4.1.4. Поступления от продажи акций и земельных участков, находящихся в государственной собственности 23.4 20.2 6.7 2.0 14.9 126.2 43.9 41.6 29.7 6.3 406.8 14.3 12.8 11.5 12.6
4.1.5. Курсовая разница -2.2 -62.1 722.6 350.7 -132.4 142.3 -122.6 481.3 3 487.0 1 775.6 -1 345.0 59.1 839.2 -963.5 2 440.2
4.1.6. Изменение остатков на счетах -1 398.2 -1 761.1 -1 991.3 2 029.0 1 684.9 -1 639.7 -399.3 -561.6 -3 594.9 1 014.6 3 597.3 -633.6 -4 002.2 -3 182.1 -126.6
4.1.7. Прочее -44.3 -34.6 -474.5 -226.1 -338.6 29.7 -9.7 -9.2 -300.8 -393.4 -60.0 0.0 41.8 437.0 -2 306.3
4.2. Источники внешнего финансирования дефицита -750.5 -180.5 -135.0 -128.6 119.7 -105.2 18.1 52.7 -146.7 -296.0 42.8 -126.3 -135.5 289.3 -300.8
4.2.1. Привлечение кредитов и размещение ценных бумаг 45.9 9.3 6.1 3.0 164.4 3.4 206.3 227.8 2.6 4.9 199.1 409.3 305.3 414.5 188.2
4.2.2. Погашение внешнего долга -768.5 -189.8 -120.8 -103.5 -84.8 -101.1 -69.1 -65.2 -74.8 -238.0 -106.1 -388.5 -370.7 -160.2 -394.9
4.2.3. Другие источники внешнего финансирования -27.9 0.0 -20.4 -28.2 40.1 -7.5 -119.2 -109.9 -74.4 -62.9 -50.2 -147.2 -70.0 35.0 -94.0

* — Функциональная классификация расходов, действовавшая в период до 2011 года

Финансирование СМИ из бюджета предложено увеличить на треть

Москва. 26 сентября. INTERFAX.RU — Минфин предлагает увеличить государственное финансирование СМИ в следующем году почти на треть по сравнению с действующей версией бюджета — до 92 млрд руб. Это следует из проекта бюджета, опубликованного Минфином для общественного обсуждения.

В расходной части проекта бюджета на 2020-2022 годы на средства массовой информации предлагается потратить 91,9 млрд руб в 2020 году (из них 76 млрд руб на радио и телевидение), и примерно по 71 млрд руб в последующие два года. Это существенный рост по сравнению с действующим бюджетом, в котором на СМИ в 2020-2021 году выделено около 69,5 млрд руб на каждый год (из них на радио и телевидение — 54,5 млрд руб).

Господдержка СМИ финансируется в основном по программе «Информационное общество», расходы на которую в проекте на 2020 год увеличилось на 2,6% по сравнению с действующим законом о бюджете.

В частности, она предусматривает субсидии АНО «Общественное телевидение России» в размере 3 млрд руб на 2020 год (на уровне бюджета этого года), и около 2,8 млрд руб на 2021-2022 годы. На следующий год проектом бюджета также предусмотрена субсидия для ОТР в 1,5 млрд руб на «размещение контента обязательных общедоступных региональных телеканалов субъектов РФ в эфире версий поясного вещания».

Субсидия акционерному обществу «Первый канал» на производство и приобретение программ по проекту бюджета составит 6,5 млрд руб, но только в 2020 году. Ранее субсидий на эти цели у Первого не было, канал получал из бюджета только 262,5 млн руб на трансляцию главного военно-морского парада по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны». Эта строка в проекте бюджета осталась прежней.

Аналогичная субсидия ФГУП «ВГТРК» на финансирование деятельности и производство программ по проекту бюджета составит 24 млрд руб в 2020 году и по 21,4 млрд руб в 2021-2022 годах. Это заметный рост по сравнению с действующим бюджетом, по которому ВГТРК в этом и следующем году должно получить чуть больше 21 млрд руб.

Для АНО «ТВ-Новости» (владелец телеканала RT) на создание СМИ, их производство и распространение на российском и международном рынках в проекте бюджета предусмотрено 23 млрд руб в 2020 году и по 18,5 млрд руб в 2021-2022 годах. По сравнению с действующей версией бюджета на 2020 год финансирование «ТВ-Новости» вырастет на 2,5 млрд. В следующем году для организации предложено выделить 1,4 млрд руб. «на поддержание, обновление и расширение материально-технической базы телевизионно-технического комплекса в Москве» и дополнительные 3 млрд руб «на создание, развитие, поддержание и распространение телевизионного канала на немецком языке». Этих субсидий в текущей версии бюджета на будущий год не было.

Для телеканала «Звезда» проектом бюджета предусмотрена ежегодная субсидия 2,07 млрд руб на все три года по госпрограмме «Обеспечение обороноспособности страны».

Для ФГУП «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» на финансирование освещения государственной политики и общественной жизни в РФ в проекте бюджета на все три года предусмотрено по 2,9 млрд руб — столько же значится и в действующей версии бюджета.

А вот субсидии ФГУП «МИА «Россия сегодня» предложено увеличить: в действующем бюджете на следующий год значатся 6,7 млрд руб, а в проекте бюджета — 7,5 млрд руб со снижением до 6,8 млрд руб в последующие два года.

Расходы госбюджета Украины

Расходы государственного бюджета Украины в 2021 г. (млн. грн.)

2021 Расходы
на 01.02.2021 71570,4 за январь 71570,4
на 01.03.2021 164335,7 за февраль 92765,3
на 01.04.2021 276058,3 за март 111722,6
на 01.05.2021 385252,7 за апрель 109194,4
на 01.06.2021 509428,2 за май 124175,5
на 01.07.2021 633631,0 за июнь 124202,8
на 01.08.2021 732441,3 за июль 98810,3
на 01.09.2021 828410,3 за август 95969,0
на 01.10.2021 960865,6 за сентябрь 132455,3
план на 2021 1320152,6 выполнение 72,8%
  • значения показателя Расходы по месяцам даются нарастающим итогом
  • планируемое значение показателя дано по состоянию на 1 января 2021, без учета корректировок бюджета в течение года
  • См. также: https://www.treasury.gov.ua

Здесь приведены суммарные данные по расходам Государственного бюджета Украины, включающие расходы как из общего фонда, так и из специального фонда госбюджета. Большую часть госбюджета (более 90%) составляет общий фонд, средства которого предназначены для обеспечения финансовыми ресурсами общих расходов (т.е., не направляются на конкретную цель). Специальний фонд предусматривает предметно-целевое использование бюджетных средств (т.е., для финансирования конкретных целей).

Расходы государственного бюджета Украины (функциональная классификация) в 2021 г. (млн. грн.)

на 1.10.2021 Код бюджетной
классификации
Расходы
Всего 960865,6 100.00%
Обще­государственные функции 0100 144888,6 15.08%
в т.ч. Обслуживание госдолга 0170 111241,6 11.58%
Оборона 0200 79779,4 8.30%
Общественный порядок, безопасность, судебная власть 0300 114368,4 11.90%
Экономическая деятельность 0400 92140,6 9.59%
Охрана окружающей среды 0500 3475,5 0.36%
Жилищно-коммунальное хозяйство 0600 44,9 0.00%
Здравоохранение 0700 109747,0 11.42%
Духовное и физическое развитие 0800 9780,5 1.02%
Образование 0900 44067,2 4.59%
Социальная защита и социальное обеспечение 1000 241700,6 25.15%
в т.ч. Социальная защита пенсионеров 1020 149145,5 15.52%
Межбюджетные трансферты 0180 120872,8 12.58%

Cтруктура расходов Государственного бюджета Украины на 1.10.2021 по наиболее значимым показателям (функциональная классификация):

Расходы государственного бюджета Украины (экономическая классификация) в 2021 г. (млн. грн.)

на 1.10.2021 Код бюджетной
классификации
Расходы
Всего 960865,6 100.00%
Текущие расходы 2000 903938,6 94.08%
Оплата труда и начисления на заработную плату 2100 186823,1 19.44%
Использование товаров и услуг 2200 230808,9 24.02%
Обслуживание долговых обязательств 2400 112008,9 11.66%
в т.ч. Обслуживание внутренних долговых обязательств 2410 67639,7 7.04%
в т.ч. Обслуживание внешних долговых обязательств 2420 44369,2 4.62%
Текущие трансферты 2600 116761,9 12.15%
Социальное обеспечение 2700 245994,3 25.60%
в т.ч. Выплата пенсий и пособий 2710 149995,1 15.61%
Другие текущие расходы 2800 11541,5 1.20%
Капитальные расходы 3000 56927,0 5.92%
Приобретение основного капитала 3100 13792,3 1.44%
Капитальные трансферты 3200 43134,7 4.49%

Cтруктура расходов Государственного бюджета Украины на 1.10.2021 по наиболее значимым показателям (экономическая классификация):